Studebaker US6


Studebaker US6 (Студебеккер) — трёхосный грузовой автомобиль фирмы Studebaker Corporation, выпускавшийся с 1941 по 1945 год. Был самым массовым транспортным средством, поставлявшимся Советскому Союзу по ленд-лизу. Отличался повышенной проходимостью и грузоподъёмностью (по сравнению с советскими грузовиками того времени). Также, в отличие от советских грузовиков, имел полный привод — на все три оси. Кроме полноприводной модели US6×6, в Красную армию поставлялся US6×4 с колёсной формулой 6 × 4[1]. Всего было выпущено 219 882 грузовиков (из них 87 742 модификации 6×4 с неведущей передней осью[2]). 114 500 грузовиков и около 2000 седельных тягачей были доставлены в СССР во время Второй мировой войны по договору ленд-лиза[3], и некоторое количество собрано на ГАЗе, ЗИСе и Минском автозаводе из машинокомплектов, доставленных в СССР[4]; остальные ушли другим союзникам, в основном Великобритании (7088) и Франции (более 3462)[5].

Грузовики Studebaker US6 почти не состояли на оснащении американской армии. Это произошло из-за того, что их двигатель Hercules JXD не проходил по принятым в те времена стандартам, вследствие чего Studebaker Corporation проиграла конкурс компаниям General Motors и International Harvester. Поэтому большая часть выпускающейся продукции шла в другие страны. Кроме того, Studebaker US6 использовались в Инженерном корпусе армии США, в частности, использовались при строительстве шоссе на Аляску. С 1943 года к производству подключилась фирма REO Motor Car.

Первые автомобили Studebaker прибыли в СССР осенью 1941 года. Технический комитет Главного автомобильного управления (ГАУ) Красной армии организовал испытание 11 US6, длившееся с 18 июля 1942 года по 15 мая 1943 года, по результатам которых были выпущены брошюры по эксплуатации и наставление по увеличению грузоподъёмности. Согласно этим документам, несмотря на то, что официально Studebaker US6 имел грузоподъёмность в 2,5 тонны, была рекомендована грузоподъёмность 4 тонны[6]. В 1945 году норму загрузки снизили до 3,5 т, хотя по хорошим грунтовым дорогам автомобиль успешно мог перевозить грузы до 5 т. Автомобиль также имел высокое расположение частей, чувствительных к воздействию воды. Вследствие этого грузовик стал основным средством перевозки реактивных установок «Катюша» БМ-8-48, БМ-13Н, БМ-13НС и БМ-31-12. После окончания ВОВ часть машин была отправлена обратно в США в соответствии с договором о ленд-лизе. Оставшиеся машины эксплуатировались ещё какое-то время в Советской Армии, а также участвовали в восстановлении народного хозяйства СССР. Дизайн Studebaker US6 напрямую вдохновил на разработку советского ГАЗ-51, производство которого продолжалось до 1975 года, оставаясь единственным преемником автомобиля Studebaker, как такой прямой «потомок» в то время он и был известен американцам[7]