Катюша (прозвище оружия)


«Катю́ша» (в советской литературе часто встречается и написание со строчной буквы[1]) — появившееся во время Второй мировой войны 1941—1945 годов неофициальное название бесствольных систем полевой реактивной артиллерии (в первую очередь и первоначально — БМ-13, а впоследствии также БМ-8, М-31[2] и других)[3][4]. Такие установки активно использовались РККА во время Великой Отечественной войны. Популярность прозвища оказалась столь большой, что «Катюшами» в разговорной речи стали нередко именовать и послевоенные РСЗО на автомобильных шасси, в частности БМ-14 и БМ-21 «Град». Впоследствии, по аналогии с «Катюшей», прозвище «Андрюша» было дано советскими бойцами и другой установке реактивной артиллерии БМ-31-12, но это прозвище не получило столь широкого распространения и популярности[5].

В 1921 году сотрудники Газодинамической лаборатории (ГДЛ) Н. И. Тихомиров и В. А. Артемьев приступили к разработке реактивных снарядов для самолётов.

В 1929—1933 годах Б. С. Петропавловский и другие сотрудники ГДЛ проводили официальные испытания реактивных снарядов различных калибров и назначения с использованием многозарядных и однозарядных авиационных и наземных пусковых станков.

В 1937—1938 годах реактивные снаряды, разработанные РНИИ под руководством Г. Э. Лангемака, приняты на вооружение РККВФ. Реактивные снаряды РС-82 калибра 82 мм устанавливали на истребителях И-15, И-16, И-153. Летом 1939 года РС-82 на И-16 и И-153 успешно применялись в боях с японскими войсками на реке Халхин-Гол.

В 1937 г. как «детище» Тухачевского Реактивный научно-исследовательский институт подвергся репрессиям («чистке»), многие сотрудники, участвовавшие в разработке, были расстреляны (по приказам, завизированным Сталиным, Молотовым и другими руководителями СССР), в том числе Г. Э. Лангемак и И. Т. Клейменов, а С. П. Королёву расстрел был заменён 8-летним сроком ИТЛ на Колыме.

В 1938—1941 годах в НИИ № 3 НКБ (с 1938, бывший РНИИ) под руководством главного конструктора А. Г. Костикова инженеры И. И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, Р. И. Попов, Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев, А. Ю. Крутецкий и др. создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле[6].