БМ-13


БМ-13 — советская боевая машина реактивной артиллерии периода Второй мировой войны наиболее массовая советская боевая машина (БМ) этого класса. Наиболее широко известна под народным прозвищем «Катюша», солдаты нацистской Германии называли её «орга́н Сталина» из-за звука, издаваемого оперением ракет[1].

Первые экспериментальные пусковые установки БМ-13 на шасси машин ЗИС-6 были изготовлены в июне 1941 года[2] в количестве восьми штук — две в Воронеже, на заводе имени Коминтерна[3][4][5] и шесть в Москве в НИИ-3 НКБ СССР, причём одна установка была отправлена в Севастополь на испытания. Поэтому на формирование первой экспериментальной батареи в Московском военном округе (командир — капитан И. Флёров) были использованы семь установок[6].

До апреля 1943 года для монтажа пусковых установок М-13-16 (рассчитанных на шестнадцать 132-мм рективных снарядов М-13) гвардейских реактивных миномётов БМ-13-16 использовали различные шасси — с июля до 15 октября 1941 года ЗИС-6 (372, в том числе и для небольшого числа БМ-8-36). Затем на шасси гусеничного артиллерийского тягача СТЗ-5-НАТИ и грузовика ЗИС-5, а с начала 1942 года на шасси поставляемых в СССР по Ленд-лизу американских, британских и канадских грузовиков: Студебекер US6 (Studebaker US6, США), Джи-Эм-Си 352 (GMC CCRW 352, США), Итернейшнл М-5 «Интер» (International М-5Н-6-318, США), Форд-Мармон-Херрингтон (Ford-Marmon-Herrington НН6-СОЕ4, США), Шевроле Г7107/Г7117 (Chevrolet G7107/ G7117, США), Додж Т203 (Dodge Т-203В, Канада) (не путать с известными Dodge WC-51 и WC-52 (США) грузоподъёмностью 3/4 тонны — «Додж три четверти»), Бедфорд (Bedford OYD, Великобритания), Форд ВОТ-8 «Фордзон» (Ford WOT-8 «Fordson», Канада — «Форд „канадский“»), трёхосный Остин К-6 (Austin К-6А, Великобритания)[7].

С апреля 1943 года появилась БМ-13Н — модификация БМ-13-16 на шасси только Студебекер US6. Индекс «Н» — нормализованная[7][8].

За 4 года войны из 3374 автомобильных шасси, использованных для монтажа пусковых установок гвардейских реактивных миномётов (вероятнее всего эти данные учитывают производство по какому-то одному заводу), Студебеккеры US6 составляют 1845 — 54,7 %, ЗИС-6 — 372 — 11 %, остальные 17 типов шасси — 1 157 — 34,3 %[7].

Увы, за последующее время производства точной разбивки на М-8 и М-13 пока найти не удалось. За 1-е и 2-е полугодие 1943 года заводы сдали, соответственно, 1659 и 1671 установку обоих типов (немногим менее 400 М-8 и немногим более 2900 М-13). За 1-е полугодие 1944 года выпустили 1288 БМ-8, БМ-13, а так же пошедших в серию в июне БМ-31. За второе полугодие выпустили ещё 1276 установок всех типов. Всего за 1944 год сдали немногим менее 500 М-8 и несколько более 900 М-13, а также 1184 М-31-12. Итого за 1943—1944 года было выпущено 851 БМ-8 и 3859 БМ-13. Ещё 623 БМ-31-12 были поставлены до мая 1945 года. Итог составил 10737 экземпляров: 2086 БМ-8, 6844 БМ-13 и 1807 БМ-31.[9]