ЗИС-6


ЗИС-6 — советский трехосный (6 × 4) 4-тонный грузовой автомобиль повышенной проходимости с двухскатной ошиновкой задних мостов.

ЗИС-6 был создан на базе грузовика ЗИС-5 (4 × 2). Это была вторая по массовости «трёхоска» (после ГАЗ-ААА) в Красной Армии в 1930-е годы и в начальный период Великой Отечественной войны. С декабря 1933 года до 15 октября 1941 года на автомобильном заводе имени И. В. Сталина было произведено 21 239 единиц ЗИС-6.

Прототипом трехосного ЗИСа в начале 1930-х был грузовик АМО-3-НАТИ, созданный на базе двухосного грузовика АМО-3, который был результатом освоения советским производством сборки американских машинокомплектов грузовиков Autocar Dispatch SA, скомпонованных из агрегатов различных американских производителей для рынка Южной Америки, поэтому и предсерийный трёхосный грузовик первоначально обозначался как АМО-6, но в серию пошёл следом за ЗИС-5 уже как ЗИС-6. На прототипе опробовались два варианта ведущих мостов на балансирной подвеске: с конической и червячной парами. Для серийного производства была выбрана червячная пара из-за её компактности, но впоследствии выяснилось, что такой тип передачи сложен в производстве и эксплуатации. Трансмиссия была дополнена 2-ступенчатым редуктором.

Автомобиль имел восемь передач. Это улучшало его проходимость и позволяло повысить тяговые качества при относительно слабом моторе.

Для выпуска ЗИС-6 в ходе 2-й реконструкции завода имени Сталина пришлось создавать дополнительные производственные мощности. ЗИС-6 производили в относительно небольших количествах, прежде всего для армии.

В связи с началом Великой Отечественной войны и приближением войск вермахта к Москве в октябре 1941 производство ЗИС-6 было прекращено. Ни в Миассе, ни в Ульяновске, куда из Москвы эвакуировали оборудование и специалистов завода имени Сталина, организовать производство такой сложной машины не смогли, хотя она была крайне нужна фронту. Её заменили полноприводные трёхосные Studebaker US6, поставляемые в СССР из США по ленд-лизу.