Шахматисты (картина Корнелиса де Мана)


Шахматисты (англ. The Chess Players) — картина голландского художника Корнелиса де Мана (нидерл. Cornelis de Man, 1621—1706).

Картина создана Корнелисом де Маном около 1670 года. Техника — масло, холст. Размер — 97,5 на 85 сантиметров[1]. Современное местонахождение — Музей изобразительных искусств в Будапеште[2]. Инвентарный номер (Inv. Nr.) — 320. Картина поступила в музей в 1871 году.

Интерьер картины — жилая комната (спальня как таковая в голландских домах этого времени не существовала, кровать размещалась в одной из жилых комнат), в которой ухоженный мужчина и элегантно одетая дама играют в шахматы. Кошка (обычно на картинах на шахматную тему изображалась не кошка, а декоративная собака; примеры: миниатюра «Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы» Робине Тестара, миниатюра «Герцог Альбрехт V и его жена Анна за игрой в шахматы» Ганса Милиха, картина «Игроки в шахматы» Лодовико Карраччи...), картины и старинные меха[3] для раздувания огня в камине возле очага создают атмосферу приятного домашнего времяпровождения, интригу вносят жест мужчины (стандартный жест на подобных изображениях, передающий удивление и признание своего поражения) и насмешливый взгляд девушки на зрителя.

Фигуры и жесты персонажей достаточно искусственны, но это искупается реалистичным изображением интерьера. Внутреннее убранство голландских домов XVII века достаточно простое, но одновременно уютное. Стол имеет массивные резные ножки, из-за которых он и получил особое название «балпут» («грушеобразные ноги»)[4][5]. Такие столы делались чаще всего из дуба, столешница раздвигалась, на картине она покрыта тяжёлой скатертью с ярким геометрическим узором. Голландские стулья этого времени имеют высокую прямую спинку и высокие подлокотники. Обивались такие стулья обычно кожей с помощью крупных гвоздиков с круглыми шляпками. Картины на стенах помещались в декоративные рамы. В углу комнаты находится традиционный шкаф-кровать. Он был обычно сделан из досок, закрывался пологом из тяжёлой декоративной ткани. Камин по традиции выложен декоративной керамической плиткой[6].

Женщина сделала паузу перед своим заключительным ходом, держа в руке шахматную фигуру (коня), она поворачивает голову, чтобы иронически посмотреть на зрителя. Мужчина делает жест, означающий, что он понимает, что терпит поражение и изумлён неожиданным исходом партии. Выражение лица женщины и особенно улыбка указывает на то, что она чётко знает, как завершить партию в свою пользу. Любопытно изображение кошки с колокольчиком на шее, греющейся у зажжённого камина (что противопоставляет теплоту отношений персонажей в интерьере холоду, подразумеваемому за пределами дома), которая бросает взгляд на свою хозяйку. Свет в центральной и нижней левой части картины течёт тепло и спокойно. Хорошо различимы плиточный пол в шахматную клетку, небольшая поленница и меха для раздувания огня рядом с кошкой в нижнем левом углу. Верхняя и задняя часть этой комнаты погружены в полумрак.