Шашков, Серафим Серафимович


Серафим Серафимович Шашков (1841—1882) — российский публицист и этнограф, полиглот, деятель раннего сибирского областничества.

Серафим Шашков родился в городе Иркутске 5 (17) ноября 1841 года[1] в семье кяхтинского священника, человека довольно просвещенного, но страдавшего алкоголизмом.

Учился сначала в уездном духовном училище, а затем, с 1854 по 1860 год в Иркутской духовной семинарии[2]. С 1858 г. сотрудничает в местной периодической печати, опубликовал исследование по этнографии бурят. По окончании семинарского курса как один из лучших выпускников Шашков был послан за казённый счет в Казанскую духовную академию, где его наставниками были Д. Ф. Гусев, Г. З. Елисеев и А. П. Щапов, однако в следующем году был вместе с А. Х. Христофоровым отчислен из неё за проведение панихиды по жертвам Бездненских волнений в 1861 году[1] и отправился в столицу чтобы слушать лекции в Петербургском университете[3].

В Петербурге Шашков становится вольнослушателем восточного факультета и членом «сибирского кружка» Г. Н. Потанина и Н. М. Ядринцева. В 1862—1864 гг. в Петербурге опубликованы не менее 20 его работ, в том числе посвященных Сибири. Работы Потанина, Ядринцева и Шашкова совокупно составили программу раннего сибирского областничества[4].

В 1863 году Шашков возвратился в Сибирь. Побывав в Иркутске и Кяхте, он поселился в Красноярске. Здесь он основал частную школу, которая вскоре, однако, была закрыта, и преподавал историю в местной гимназии. Участвует в координации сил областников, ведёт активную переписку с Потаниным, Ядринцевым, В. И. Вагиным и М. В. Загоскиным. В феврале 1865 г. Шашков по приглашению Потанина посетил Томск, где читал публичные лекции по истории Сибири. В них он рассматривал Сибирь как колонизируемую окраину, для которой характерны крепостнические порядки и неравный товарный обмен в экономике, а также бюрократический произвол[5].

Затем из-за смерти отца он отправился в Кяхту[3], однако в связи с «делом о сибирском сепаратизме» он был арестован в Красноярске и доставлен в Омск. В ходе следствия он не сотрудничал со следствием, поскольку считал себя невиновным, так как его лекции были основаны на статье 1862 г., которая прошла тогда предварительную цензуру, а сами они были одобрены Красноярским и Томским губернаторами[6].