Шаян, Владимир Петрович


Владимир Петрович Шая́н (укр. Володи́мир Петро́вич Шая́н; 2 августа 1908, Львов, Цислейтания, Австро-Венгрия15 июля 1974, Лондон) — украинский санскритолог[2], литератор[3], один из идеологов славянского неоязычества (родноверия), первый идеолог украинского неоязычества (родноверия)[4][2]. В 1934 году основал первую украинскую родноверческую организацию «Родная вера» (укр. «Рідна віра»)[5].

Утверждал, что в 1934 году получил духовное откровение на вершине горы Грехит в Украинских Карпатах. По его словам, это вдохновило его на поиски языческого обновления[2]. Свою религиозную деятельность начал во Львове, где в 1934 году, познакомившись с крестьянским ритуалом освящения зерна, создал неоязыческую общину[3] «Родная вера»[4]. Языческие мотивы нашли отражение в его стихотворном сборнике «Орден Бога Солнца», вышедшем в 1936 году[3]. В 1937 году во Львове в докладе на семинаре индологов Шаян представил своё видение «панарийского возрождения»[2].

Во время Второй мировой войны Шаян сотрудничал с УПА[4][3]. В 1944 году бежал из Львова[2] в Германию (Аугсбург)[3]. Некоторое время он провёл время в лагерях беженцев, где принял участие в основании Украинской свободной академии наук[2]. В 1945 году в Аугсбурге он создал религиозно-политический «Орден рыцарей Бога Солнца»[3][4], который, как он надеялся, станет подразделением УПА в борьбе с вторгшейся Красной Армией. Среди членов ордена был Лев Силенко, которого Шаян инициировал с именем Орлигора, будущий основатель крупного украинского неоязыческого движения «РУН-вера»[2].

Позднее Шаян перебрался в Англию, где опубликовал большую часть своих поэм. Шаян был деятельным активистом общины украинских эмигрантов. В последние годы жизни он исполнял обязанности президента Украинской независимой академии наук. Имел титул Волхва Твердыни Здравомыслия[3]. Последнюю часть жизни Шаян провел в изгнании в Лондоне[6].

Пути Шаяна и Силенко разошлись к 1970-м годам, и они стали представителями двух конкурирующих направлений на славянском неоязычестве[2]. Учение Силенко отличается от учения Шаяна более монотеистическим характером. Соперничество привело к противоречивым сообщениям о связях Шаяна и Силенко. Источники, связанные РУН-верой Силенко, утверждают, что Силенко никогда не был учеником Шаяна[7].

Шаян предложил идею «панарийского возрождения» в противовес германоцентризма немецкого нацизма[2]. Богословие Шаяна было политеистическим и рассматривало Бога как многообразную сущность, проявляющуюся через различных божеств славянской мифологии[7].