Славянское неоязычество на Украине


Славянское неоязычество (родноверие) (укр. рідна віра, рідновірство, рідновір’я) является наиболее распространённым направлением неоязычества на Украине[2].

Украинский писатель Иван Франко в повести «Захар Беркут» (1882) о борьбе карпатских русинов с монголами выказывает положительное отношение к славянскому язычеству, вызванное общественно-политическими идеалами автора, приверженностью идее общинного строя, которому соответствует эта «свободная, чистая общинная религия». Франко рассказывает в повести некоторые мифы о восточнославянских богах неясного происхождения[3].

Неоязычество на Украине возникло раньше, чем в России. Неоязыческие идеи выражал издававшийся во Львове в 1931—1935 годах украинский литературный журнал «Дажбог» (Богдан-Игорь Антонич и другие)[4][5][6][7].

Первым идеологом украинского родноверия в 1930-е годы стал санскритолог Владимир Шаян[4][8]. По его словам, что в 1934 году он получил духовное откровение на вершине горы Грехит в Украинских Карпатах, что вдохновило его на поиски языческого обновления[8]. Свою религиозную деятельность начал во Львове, где в 1934 году, познакомившись с крестьянским ритуалом освящения зерна, создал первую украинскую родноверческую общину[9] «Родная вера»[4] (укр. «Рідна віра»)[10]. Языческие мотивы нашли отражение в его стихотворном сборнике «Орден Бога Солнца», вышедшем в 1936 году[9]. В 1937 году во Львове в докладе на семинаре индологов Шаян представил своё видение «панарийского возрождения»[8]. Во время Второй мировой войны Шаян сотрудничал с УПА[4][9]. В 1944 году бежал из Львова[8] в Аугсбург (Германия)[9]. Некоторое время он провёл время в лагерях беженцев, где принял участие в основании Украинской свободной академии наук[8].

Один из будущих идеологов украинского неоязычества Лев Силенко во время Второй мировой войны вначале служил в Красной армии, затем оказался в плену, откуда сумел бежать и весной 1942 года вернулся в Киев. Там он сотрудничал с украинской националистической газетой «Наше слово», деятельность которой вызвала подозрения у гестапо. В результате все работники газеты были арестованы и погибли. Только Силенко неизвестным способом удалось выйти на свободу. Он уехал из Киева вначале на Западную Украину, затем — в Германию. В Аугсбурге (Германия), встретился с Ю. Г. Лисовым, затем они оба познакомились с Шаяном, неоязыческие идеи которого оказали на них сильное влияние[9].

В 1945 году в Аугсбурге Шаян создал религиозно-политический «Орден рыцарей Бога Солнца»[9][4], который, как он надеялся, станет подразделением УПА в борьбе с вторгшейся Красной Армией. Среди членов ордена был и Силенко, которого Шаян инициировал с именем Орлигора[8].