Шванкмайер, Ян


Ян Шванкмайер (чеш. Jan Švankmajer; род. 4 сентября 1934, Прага) — чешский кинорежиссёр, сценарист, художник, сценограф, скульптор, аниматор.

Представитель экспериментального кинематографа. Шванкмайер был членом объединения пражских сюрреалистов, автор сюрреалистических мультфильмов,[1] скульптур, тактильных поэм, коллажей. Творческий путь начал в 1950 году в стенах Института прикладных искусств, а затем продолжил в Пражской академии искусств на отделении кукольного мастерства театрального факультета.

В 1964 году Шванкмайер снял свой первый короткометражный фильм «Последний фокус господина Шварцвальда и господина Эдгара». Режиссёр сосредоточился на короткометражных фильмах, объединяя в них элементы кукольного театра, анимации и художественного кино. Первый полнометражный фильм «Алиса» он снимает в 1987 году.

Фильм 2005 года «Безумие» продолжает размышления, начатые Эдгаром Алланом По в рассказе «Система доктора Смоля и профессора Перро», об опасности, которую влечёт за собой «власть толпы»[2].

Отец Яна Шванкмайера был сборщиком витрин, мать была швеёй. На его детство коренным образом повлиял домашний кукольный театр, который он получил восьмилетним мальчиком на Рождество и постепенно сам делал для него кукол и рисовал декорации. Шванкмайер признаёт, что с тех пор марионетки прочно вошли в основу его личности, и он прибегает к ним всегда в те моменты, когда чувствует угрозу, исходящую от реальности окружающего мира[4]. Он также воспринимает их не только в контексте театра, но и как ритуальный символ, используемый в магии. В 1950–1954 годах окончил сценографию в Высшей Школе Прикладного Искусства (UMPRUM) в Праге, у профессора Рихарда Ландера, где он разрабатывал и изготовлял куклы и декорации[5]. Среди его одноклассников были Алеш Веселый и Ян Свобода. Затем он изучал режиссуру и сценографию на кукольном отделении театрального факультета Академии музыкальных искусств в Праге (1954–1958 гг.), куда Ландер затем перешёл в качестве преподавателя. Даже при самом суровом сталинском режиме в школе царила либеральная атмосфера, среди учеников распространялись запрещённые книги. Среди его одноклассников был и более поздний кинорежиссёр Юрай Герц. В конце обучения он принял участие в экскурсии в Польшу, где он впервые увидел репродукции произведений Пауля Клее.