Шенье, Мари-Жозеф


Мари-Жозеф Блез Шенье (фр. Marie-Joseph Blaise de Chénier; 28 августа 1764, Константинополь — 10 января 1811, Париж) — французский драматург и политический деятель.

Родился в семье дипломата Луи Шенье. Его старшие братья Луи был военным, а Андре был поэтом. Недолго служил в армии.

Первое его произведение — двухактная комедия «Edgar ou le page sypposé» (написана в 1783 году), поставленная в Париже в 1785 году, — не имело успеха. В следующем году также не имела никакого успеха его трагедия «Azémire». В течение нескольких лет Шенье работал над двумя трагедиями: «Charles IX» и «Henri VIII», но они не были допущены цензурой к постановке на сцене вплоть до начала революции. В защиту свободы театра Шенье в 1789 году напечатал две брошюры: «La liberté des théâtres en France» и «Dénonciation des inquisiteurs de la pensée». Цензор драматических произведений Сюар, задетый в последнем памфлете, отвечал анонимной статьёй в «Journal de Paris». Шенье выступил против Сюара с новым резким памфлетом «A messieurs les Parisiens sur la tragédie de Charles IX». Шум, поднятый вокруг пьесы Шенье, вызвал к ней особое внимание парижской публики, и когда 4 ноября «Карл IX» наконец появился на сцене, колоссальный успех превзошёл все ожидания; публика с восторгом подхватывала многочисленные намеки на политические обстоятельства, например фразы против гнета и злоупотреблений властей и т. п. Тальма в роли Карла IX был великолепен, создав полный жизни тип мучимого угрызениями совести короля-убийцы. 33 первых представления дали небывалый для того времени сбор в 128 тысяч франков. В среде самого товарищества артистов «Comédie Française», находившегося под влиянием придворных сфер, «Карл IX» был встречен враждебно. Пьесу сняли с репертуара; это вызвало волнение в труппе; дело дошло до дуэли между Тальмой, сочувствовавшим революционным идеям, и актёром Ноде. Тальма, с другими лучшими силами труппы, выступил из товарищества и открыл новый театр, получивший название «Théâtre Français» и сохранившийся на том же месте до наших дней. Для открытия его была поставлена трагедия Шенье «Henri VIII», также полная политических намеков, но не имевшая уже такого шумного успеха, как «Charles IX».