Шизофреническое слабоумие


Шизофреническое слабоумие (везаническое, апатическое, атактическое, транзиторное слабоумие)расстройство интеллекта, типичное для заболеваний шизофренического спектра. По классификации О. В. Кербикова оно принадлежит к слабоумию, при котором нет глубоких органических изменений[1]. По И. Ф. Случевскому, оно принадлежит к транзиторному слабоумию[2]. По этому поводу он писал:

…больные шизофренией могут многие годы проявлять глубокое слабоумие, а затем неожиданно для окружающих, в том числе и врачей, обнаружить относительно хорошо сохранившиеся интеллект, память и чувственную сферу[2].Случевский, Измаил Фёдорович; 1959.

Существовала дискуссия, можно ли слабоумие при шизофрении считать собственно слабоумием. Так, Курт Шнайдер полагал, что в этих случаях, строго говоря, не наблюдается слабоумия, деменции, поскольку «общие суждения и память и прочее, что можно причислить к интеллекту, не претерпевает непосредственных изменений», а только наблюдаются некоторые нарушения мышления[3]. А. К. Ануфриев отмечал, что пациент, страдающий шизофренией, может одновременно казаться в ходе беседы с ним и слабоумным, и не слабоумным и что термин «шизофреническое слабоумие» совершенно оправданно берут в кавычки[4]. По мнению Г. В. Груле[нем.], расстройство интеллекта при шизофрении зависит от особенностей психической деятельности, непосредственно на интеллект не влияющих и являющихся волевыми расстройствами по типу апато-абулии и расстройствами мышления[2]. Поэтому нельзя говорить об изменениях интеллекта при шизофрении как о классическом слабоумии[2][5]. При шизофреническом слабоумии страдает не интеллект, а умение им пользоваться. Как сказал тот же Г. В. Груле:

Другие авторы сравнивают интеллект при шизофрении с книжным шкафом, полным интересных, умных и полезных книг, к которому утерян ключ[5]. По М. И. Вайсфельду (1936), шизофреническое слабоумие обусловлено «отвлечением»[2] (бредом и галлюцинациями), «недостаточной активностью» личности до болезни, «влиянием острых психотических состояний» и «неупражнением». По последнему поводу он приводит слова великого деятеля эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, утверждавшего, что бритва через неупотребление покрывается ржавчиной:

…то же случается с теми умами, которые, прекратив упражнение, предаются безделью. Таковые, наподобие вышеуказанной бритвы, утрачивают режущую свою тонкость и ржавчина невежества разъедает их облик[2].