Шилаппадикарам


«Шилаппадикарам»[1][2] (там. சிலப்பதிகாரம், IAST: Cilappatikāram, Śilappadigāram «Повесть о браслете»[1][2]) — древнеиндийское поэтическое произведение, входящее в число пяти великих эпосов тамильской литературы[3].

Авторство «Шилаппадикарам» приписывается безымянному рассказчику, выступающему под псевдонимом Иланго Адигаль («принц-аскет»). Считается, что произведение появилось в период между V и VI веками. История, пронизанная духом джайнизма и буддизма, воспевает человеческие добродетели, а также иллюстрирует законы дхармы и кармы. В её основе лежит повествование о добродетельной жене Каннахи, которая, потеряв мужа при дворе царской династии Пандья из-за череды неверных решений, мстит княжеству, уничтожая его столицу[4].

В тамильской литературе «Шилаппадикарам» выделяется своим обширным описанием музыки, танца, поэзии и других искусств, которые позволяют судить о жизни в дравидской Древней Индии. Перевод произведения на русский язык был сделан советским дравидологом Юрием Глазовым и опубликован издательством «Наука» в 1966 году[1].

Среди эпосов раннего тамильского литературного канона, — «Повести о браслете», «Жемчужный поясок», «Валаябади», «Кундалакеши», «Волшебный самоцвет Дживаки», — первый считается наиболее выдающимся и популярным. Его название происходит от сочетания слов «Шилаппу» и «атикарам», то есть «украшенный драгоценными камнями ножной браслет» и «книга»[5].

Авторство произведения приписывается безымянному джайнскому монаху Иланго Адигалю (Ilango Adigal). «Адигаль» означает уважительное обращение, которое, как правило, использовалось по отношению к религиозным деятелям, а «Иланго» — принц. Истинное имя автора, так образом, история не сохранила. Считается, что сюжет возник между I и III веками. Датирование самого произведения осуществляется благодаря упоминанию старшего брата Иланго Адигаля, правителя Сенгуттувана Чола. В начале повествования рассказывается, как прорицатель пришёл ко двору правителя Недунчезияна. В присутствии обоих сыновей он объявил, что Иланго станет следующим правителем. Осознавая нарушение преемственности и расстройство старшего брата, Иланго заявил, что никогда не станет правителем. В доказательство он отрёкся от мирской жизни, став джайнским монахом. После кончины отца Сенгуттуван Чола унаследовал престол[5].

По всей видимости, народное сказание о браслете было известно задолго до написания произведения. Его автор разворачивает события в период Иланго Адигаля, о существовании которого факты не сохранились. Учитывая многочисленные вставки и комментарии, окончательно «Шилаппадикарам» была дописана, по всей видимости, в VI веке[5].