Шишкин-Хокусай, Александр


Алекса́ндр Ши́шкин-Хокуса́й (Александр Шишкин; род. 18 декабря 1969 года, Ленинград) — российский художник. Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Работает как художник-постановщик в театре, а также занимается живописью, инсталляцией и перформансом в поле современного искусства[1]. Постоянный соавтор режиссёров Андрея Могучего и Юрия Бутусова. Работал в Александринском театре (Санкт-Петербург), БДТ им. Г.А. Товстоногова (Санкт-Петербург), Театре им. Ленсовета (Санкт-Петербург), МХТ им. А. П. Чехова (Москва), РАМТе (Москва), «Сатириконе» (Москва) и других театрах[2].

С 1998 года участвует в выставках, а также является членом Союза художников России[3]. С 2010 года участник объединения художников «Паразит»[1].

Шишкин-Хокусай разделяет свою работу в театре и в современном искусстве, выступая в поле последнего под псевдонимом «Хокусай»: «Шишкин работал с природой. Но к ней я добавил антагониста Шишкина-Хокусая. Хокусай с персонажами, с фигуративной пластикой, актерской в каком-то смысле. Таким образом я для себя зашифровываю два вектора: Шишкин как средовой момент, а Хокусай как психодрама, работа с гомо сапиенсом», — объясняет художник[4]. По его словам, работа в театре связана с внешним давлением, отчего возникают сложности с развитием собственной темы, поэтому он обращается к индивидуальным проектам в современном искусстве[5].

Его работам свойственен абсурд и сюрреализм, расхождение между внешним и внутренним. Этот интерес художник объясняет своими театральными корнями, потому что для него театр в целом — это воплощение абсурда: «Это ощущение сохранилось еще с детства — такие детские фрустрации. Мне всегда казалось странным, когда на сцене какие-то тети и дяди что-то усердно изображали. Ни костюм, ни декорации не являлись средством отстранения, я все равно видел людей из метро и троллейбуса, а не персонажей. И это была страшно сюрреалистическая картина»[5].

Валентин Дьяконов сравнивает художника с его современником Уильямом Кентриджем, который также использует сценическую тему, однако делает это с политическим подтекстом. В то время как в работах Хокусая Дьяконов видит скорее магический реализм, замешанный на фольклоре и анекдоте, который отсылает к художникам объединения «Мир искусства» Николаю Сапунову и Степану Судейкину. Обнаженная механика кинетических инсталляций контрастирует со стилем изображения персонажей, который напоминает о метафизической карикатуре Гарифа Басырова и Леонида Тишкова[6].