Шлюп (моторный боевой корабль)


Шлюп (боевой корабль моторный, класс) (англ. sloop) — появился в Англии во время Первой мировой войны. К шлюпам относили эскортные корабли, не предназначенные для действий в составе эскадры.

Позднее конвойные шлюпы (англ. escort sloop) были переклассифицированы в корветы, а минно-тральные шлюпы (англ. minesweeping sloop) — в тральщики. Шлюпы, строившиеся для «демонстрации флага» за пределами метрополии (англ. patrol sloop), влились во флота Британского содружества. В 1915−1938 годах было построено 112 конвойных[1] и 198 минно-тральных шлюпов[2].

С началом Второй мировой войны у широко распространенных корветов выявился важный недостаток: ограниченная пригодность к океанской службе. В результате с 1939 года Англия стала строить новый класс — собственно шлюпы, обладавшие увеличенной мореходностью и обитаемостью[3].

Типичным представителями их были шлюпы типа «Блэк Суон»[en]. Исходный проект имел: водоизмещение 1250 т, длину 91 м, две паровые турбины мощностью 3600 л. с., максимальную скорость 19 уз, дальность плавания 7500 миль 12-узловым ходом, вооружение шесть 102-мм орудий и четыре 12,7-мм зенитных автомата, бомбомёты, глубинные бомбы[4].

Шлюпы строились в Англии до конца Второй мировой войны. Служили в британском, канадском (местной постройки), австралийском, южноафриканском, голландском и в индийском колониальном флотах, а также в голлистских силах (англ. Free French Navy). 4 шлюпа канадской постройки были переданы американскому флоту. Всего в 1939—1946 годах было построено 188 шлюпов двух типов. Тип «Ривер» (англ. River) был переклассифицирован во фрегат. Последний из них был отправлен на слом в 1959 г[5].

Сходные по назначению корабли в американском флоте классифицировались как эскортные эсминцы (англ. destroyer escorts), затем фрегаты, в советском — как сторожевые корабли.