Шнейцхоффер, Жан-Мадлен


Жан-Мадлен Шнейцхоффер (13 октября 1785, Тулуза — 14 (либо 4[1]:445) октября 1852, Париж) — композитор эпохи романтизма, сыгравший заметную роль в истории балетного театра[2]:23. Автор шести балетных партитур, он в первую очередь известен как композитор «Сильфиды» — спектакля, ставшего настоящим символом романтического балета.

Жан-Мадлен был сыном гобоиста, игравшего в оркестре парижской Оперы и преподававшего в Консерватории (фр. Conservatoire de musique)[* 1][1]:342-351; судя по фамилии, его отец был выходцем из Германии[3]:86.

Шнейцхоффер был студентом той же парижской Консерватории музыки[* 2], где обучался у профессора Шарля Кателя. Обладая редкой музыкальностью он, по свидетельству художника-декоратора Шарля Сешана, «играл почти на всех инструментах и был одарённейшим пианистом». В 1803 году Шнейцхоффер выиграл II приз среди пианистов.

Композитор Фроманталь Галеви утверждал, что Шнейцхофферу для того, чтобы занять среди мастеров место, достойное его таланта, следовало обладать менее беспечным характером, большей последовательностью в мыслях, меньшим отвращением к работе и, пожалуй, более удобопроизносимым именем[3]:86. Действительно, фамилия композитора была столь трудна для произношения, что в Опере немецкое «Шнейцхоффер» превратилось во французское «Шенесерф», а сам Жан-Мадлен в шутку писал на своих визитных карточках в скобках вслед за фамилией: «Читайте, Бертран»[3]:86.

Жан-Мадлен пришёл в театр[* 3] в 1815 году и поначалу занимал должность литавриста в оркестре, которая через какое-то время перестала его устраивать. Так как дирижёр Франсуа Хабенек, ценя безупречный слух и практическое знание инструментовки своего оркестранта, не отпускал его, Шнейцхоффер решил уволиться весьма оригинальным способом: