Лита́вры (возможно, от позднегреч. πολυταυρέα, πολυς — многочисленный, ταυρέα — барабан[1]) — ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания.
Литавры представляют собой систему от двух до семи металлических котлообразных чаш, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком, а нижняя часть может иметь отверстие.
Литавры — инструмент древнего происхождения. В Европе литавры, близкие по своей форме к современным, но с постоянным строем, стали известны уже в XV веке. В трактате «Устройство музыки» («Syntagma musicum», часть II «De Organographia», 1619) Преториуса литавры упоминаются как «чудовищные грохочущие бочки» («ungeheure Rumpelfässer»). С XVII века литавры входят в состав оркестров. Впоследствии появился механизм натяжных винтов, давший возможность перестройки литавр. Большинство литавр имеют от шести до восьми натяжных стержней[2]. В военном деле применялись в тяжёлой кавалерии, где использовались для передачи сигналов боевого управления, в частности, для управления строем кавалеристов. Современные литавры могут быть настроены на определённую высоту звучания с помощью специальной педали.
Соло литавр есть во многих музыкальных произведениях. Так, например, с соло литавр начинается Бурлеска для фортепиано с оркестром Рихарда Штрауса.
На самом деле это древнейший инструмент и известен он ещё со времен в Месопотамии с 3-го тыс. до н. э[3]. Инструмент был распространен в Северном Индостане, Иране и других странах арабского региона, под названием нагара, некоторых стран Африки[3]. Литавры во многих культурах — это обрядовый и церемониальный инструмент. Небольшие парные литавры — это инструмент военной музыки в ряде стран Азии и Африки, (иранский, курдский и арабский — наккара, эфиопский — нэгарит), на них играли, сидя на лошади или на верблюде[3].
Примерно в XI—XII веках подобные парные военные литавры появились на Руси их называли «накры»[3]. В Западной Европе известны с XIII века, а большие литавры- с XV—XVI веков[3].