Шугнанцы


Шугна́нцы (самоназвание: шугн. хуг̌нӣ, хуг̌ну̊нӣ) — один из памирских народов. Расселены в Шугнанском, Рошткалинском районах также в областном центре Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикистана — городе Хороге. Кроме того, несколько десятков тысяч шугнанцев проживают в Северном Афганистане, в провинции Бадахшан, и примерно столько же — в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Шугнанский язык относится к восточной ветви иранской группы индоевропейской языковой семьиПерейти к разделу «Язык».

Территория Памира была заселена людьми с глубокой древности. В отличие от Западного Памира, следы деятельности первых людей пока обнаружены на Восточном Памире. Несмотря на это, по предположению ряда специалистов, первые люди в каменном веке наряду с Восточным, также осваивали Западный Памир. Освоение как Западного и Восточного Памира происходило и в бронзовом веке, но эта эпоха здесь представлена очень скупо[1]. К концу бронзовой эпохи Памир заселяют сначала протоиндийские племена, а затем древние иранцы. Языки и верования пришлых элементов наложились на местные субстратные неиндоевропейские языки, в результате чего на Памире образовалась восточно-иранская группа языков[2]. В VII—II вв. до н. э. Памир населяли саки. Востоковед Генри Юль связывал топоним Шугнан со словом Sacae, то есть с саками[3].

По письменным источникам VII—VIII вв. н. э. Шугнан встречается под наименованиями «Шицзин», «Шицини», «Шэни», «Шини» и «Шекини». В хронике «Тан-шу», куда вошли записки китайского монаха-паломника Сюань-цзана о Шугнане, говорится, что «население грубое, но храброе; оно совершает убийства с полным хладнокровием и занимается кражами и грабежами. Не имеет понятия об обязанностях, предписываемых правилами обрядов, и не умеет различать добро от зла. Оно не ведает о предстоящем счастии и несчастии и страшится только бедствий в сей бренной жизни. Наружности пошлой и подлой; одежды из шкур и шерсти»[4]. Хроника также сообщает, что местопребыванием владетеля вначале был город Кулахан, после чего он жил по разным горным долинам. В больших долинах находятся пять старейшин, которые сами управляют своими землями, именуемые пяти Шини. Что касается четырёх долин по реке Боми, то они не слушают приказаний владетеля. «живут в пещерах...»[4]. В записках Хой Чао имеются сведения о девяти владетелей в горах Шугнана (Шини), каждый из которых имел своё войско. Из них всех только один подчинялся Вахану, в кто время как остальные пользовались самостоятельностью. Но судя по запискам Хой Чао, незадолго до его прибывания в Вахане, двое обитавших в пещерах владетеля признали власть Китая[4].