Шумерская литература


Шумерская литература — литература на шумерском языке, созданная в Древней Месопотамии в III — начале II тыс. до н. э. и, таким образом, претендующая (вместе с древнеегипетской) на звание древнейшей литературы мира[1]. Тексты дошли до нас в виде клинописных записей на глиняных табличках.

После исчезновения Шумера литературная традиция не прервалась, однако об огромном влиянии шумерской культуры на последующие литературы народов Древнего Ближнего Востока (как впрочем и о самом существовании шумеров) не было известно вплоть до второй половины XIX века, когда интенсивные археологические раскопки привели к обнаружению тысяч сохранившихся клинописных табличек по всему Ближнему Востоку и шумерская письменность была расшифрована.

К настоящему времени восстановлен достаточно объёмный пласт шумерской литературы, частично непосредственно в местном варианте, частично в более поздних копиях соседних народов. Многие истории и сюжеты скомпилированы из обрывочных фрагментов разной степени сохранности.

Будучи преимущественно анонимной, шумерская литература, вероятно, предоставляет самое древнее произведение, чьё авторство известно. Это гимны богине Инанне, написанные от имени верховной жрицы города Ура Энхедуаны.

Существует некая неопределённость касаемо того, какие тексты столь древней эпохи считать обладающими литературной ценностью. Обстоятельства и цель их создания нам по большей части неизвестны. Также дискуссионным является вопрос их классификации и отнесения к тому, либо иному жанру. Очевидно, что критерии, применяющиеся к современным литературам, не могут быть использованы в полном объёме для описания произведений шумеров. Более того, у самих шумеров существовали свои принципы группировки литературных произведений, логика которых не совсем ясна. Возможно, некоторые из них воспроизводились под аккомпанемент разных музыкальных инструментов[2].

Несмотря на то, что шумеры ещё не знали о стихотворных размерах и рифме, большая часть их литературных произведений, тем не менее, относится к поэзии, так как «практически все прочие приемы и техники поэтического искусства применялись довольно умело: повтор и параллелизм, метафора и сравнение, хор и припев, … постоянные эпитеты, устойчивые формулы, тщательная деталировка описаний и длинные речи»[3].