Шумовик


Опыт показывает, что звук, получаемый во время натурной съёмки, довольно невыразителен (а зачастую и зашумлён ненужными звуками[1]). К тому же кинодекорации рассчитаны на быстровозводимость и дешевизну — так что роль мрамора может играть фанера или пенопласт[1]. А в постановочных драках только намечают удары, а не наносят в полную силу. В таком случае видеоряд приходится переозвучивать. В мультфильмах вообще нет натурной съёмки — и там, где есть шум, работает шумовик.

Английское название foley artist происходит от имени одного из пионеров записи и воссоздания шумовых эффектов — Джека Фоли[англ.] (18911967)[2] — хотя шумовики существовали и раньше, ведь в театрах делали довольно сложные спецэффекты, да и радио работало два десятка лет. В эпоху немого кино Фоли был каскадёром и разведчиком натуры в «Юниверсал Студиос»[1]. Когда конкуренты выпустили первый звуковой фильм, начали спешно готовить звуковую бригаду — и Фоли, ранее имевший дело с радио, тоже попал в неё, его задачей было переделать немой мюзикл «Плавучий театр» в звуковой. Интересно, что более чем за 30 лет озвучивания не было сделано ни фотографии мэтра в студии, ни записи его голоса.

Поначалу шумовики озвучивали каждый монтажный кадр в один приём, а при ошибке переозвучивали весь кадр. Если, например, в кадре есть шаги по разным поверхностям и выпавший из кармана ключ, шумовая бригада должна вовремя бить ботинками по этим поверхностям, а когда выпадет ключ — бросить ключ перед микрофоном. У современных звукооператоров в арсенале нелинейный монтаж, так что звук можно подвинуть вперёд или назад, сделать громче или тише. Но общие принципы записи и воссоздания звуков те же — и, в любом случае, умелый шумовик в один приём наполнит шагами целый кадр[1].

Фонотечные шумы используются крайне редко — например, для криков животных или звуков военной техники. Обычно шумы записываются одновременно со съёмкой фильма. Инструменты шумовика — какое-либо устройство для просмотра отснятых кадров (подчас даже карманный плеер), направленный микрофон и изобретательность.

У шумовиков есть целый набор различных устройств и методик, которые позволяют записать невоспроизводимый (или трудновоспроизводимый) звук.

Бывает, что зритель привык к подменённым звукам и удивляется, когда слышит вживую, например, пистолет.