Шуруп


Шуру́п (англ. Wood screw; нем. Holzschraube[3] от Schraube — винт) — крепёжное изделие в форме стержня с наружной специальной резьбой, резьбовым коническим концом и головкой на другом конце, предназначенное для соединения с мягкими материалами (деревом, пластмассой) путём образования резьбы в отверстии соединяемого изделия. Специальная резьба имеет треугольный заострённый профиль и бо́льшую ширину впадины по сравнению с шириной зуба.[3]

Самые первые шурупы изготавливались вручную с помощью напильников, зубил, долот и других подобных режущих инструментов, следы обработки от которых можно легко обнаружить, отметив неравномерное расстояние между нитями и нерегулярную форму резьбы, а также риски от напильника на головке шурупа и в области между нитями резьбы. Многие из старинных шурупов имели, в отличие от современных шурупов по дереву, тупой конец, то есть, у первых шурупов отсутствовало острое коническое остриё[4].

С помощью режущих штампов шурупы для дерева начали изготавливать еще в конце 1700-х годов (возможно, даже до 1678 года, когда впервые опубликовано была книга с описанием такого способа производства шурупов)[5]. В конце концов, для производства шурупов по дереву стали использоваться токарные станки; причем самый ранний патент на такой метод производства шурупов был зарегистрирован в Англии в 1760 году.

В 1850-х годах были разработаны инструменты для обжатия, обеспечивающие более равномерную и регулярную резьбу. Шурупы, изготовленные с помощью этих инструментов, имеют закругленные впадины с острой и грубой резьбой[6][7].

С широким распространением токарно-винторезных станков большинство коммерчески доступных шурупов стало производиться именно на них. Причём такие шурупы почти всегда имели коническую форму, и даже, если конический стержень не заметен, их легко можно различить, по резьбе, которая не выходит за пределы диаметра гладкой части стержня. Такие шурупы лучше всего было устанавливать после просверливания направляющего отверстия коническим сверлом.

Большинство современных шурупов по дереву, за исключением латунных, изготавливаются на резьбонакатных станках. Эти винты имеют постоянный диаметр и резьбу большего диаметра, чем хвостовик, и более прочны, поскольку в процессе накатки не разрезается зерно металла.