ЭР29


ЭР29 (Электропоезд Рижский, 29-й тип) — электропоезд переменного тока, построенный в 1985 году на Рижском вагоностроительном заводе в единственном экземпляре, в шестивагонной составности (вагоны 01, 02, 03, 04, 06, 09)[1]. Заводское обозначение 62-229. Точных сведений о заводских обозначениях вагонов не обнаружено, но в соответствии с принципами РВЗ они должны быть следующими:

Первые электропоезда, как советские, так и зарубежные, были оснащены реостатно-контакторной системой управления (РКСУ). Во время развития силовой электроники был разработан принципиально другой метод управления коллекторным электродвигателем – тиристорно-импульсный. Преимущества такой системы (ТИСУ) следующие. Во-первых, это отсутствие тепловых потерь в пусковых сопротивлениях (т.е. более высокий КПД поезда). Во-вторых, плавное увеличение силы тока позволяет увеличивать скорость при разгоне без рывков вагонов. В-третьих, отсутствие электромеханических устройств в схеме управления повышает надёжность состава (при соответствующем уровне надёжности электроники).

В СССР в 60-х годах для линий постоянного тока были созданы электросекции СР3А6М (путём переоборудования электросекций СР3) и электропоезда ЭР2И (путём переоборудования электропоездов ЭР2), где был реализован тиристорный метод. Позже на базе электропоезда ЭР2 был создан электропоезд с ТИСУ типа ЭР12, также постоянного тока. Теперь РВЗ предстояло создать новые поезда с ТИСУ постоянного (ЭР30) и переменного (ЭР29) тока.

ЭР29-1 — первый электропоезд из нового семейства, разработанного РВЗ, с кузовом длиной 21,5 м и увеличенными тамбурами. Предполагалось, что в это семейство войдут электропоезда постоянного тока серий ЭР24 (освоен ДМЗ, как ЭД2Т) и ЭР30, а также переменного тока серий ЭР27 (освоен ДМЗ, как ЭД9Т) и ЭР29. В силу возникших на этапе проектирования проблем с размещением электрооборудования и тяговых трансформаторов под кузовом моторного вагона, токоприёмники и тяговые трансформаторы электропоезда ЭР29 были смонтированы на прицепных вагонах (головных и промежуточных).

После постройки электропоезд ЭР29-1 проходил наладку на пригородном узле Вильнюса, после чего несколько лет провёл на опытном кольце ВНИИЖТ в подмосковной Щербинке.