ЭР2


ЭР2 (Электропоезд Рижский, 2-й тип) — серия электропоездов постоянного тока, выпускавшихся с июня 1962 года по август — сентябрь 1984 года[к 1] Рижским вагоностроительным заводом (латыш. Rīgas Vagonbūves Rūpnīca, RVR), который строил их совместно с Рижским электромашиностроительным (латыш. Rīgas Elektromašinbūves Rūpnīca, RER), производившим электрооборудование, и Калининским вагоностроительным заводом, который поставлял тележки и некоторое время время кузова вагонов.

По конструкции ЭР2 является модернизированной версией электропоезда ЭР1, от которого отличается комбинированными выходами на высокие и низкие платформы и более совершенным электрооборудованием. Со второй половины 1960-х годов на протяжении более 4 десятилетий выполнял основной объём пригородных пассажирских перевозок на железных дорогах СССР и постсоветского пространства.

Электропоезда семейства ЭР2 предназначены для пригородных пассажирских перевозок на электрифицированных участках железных дорог колеи 1520 мм с номинальным напряжением в контактной сети 3 кВ постоянного тока. Поезда имеют комбинированные двери и могут эксплуатироваться на линиях, оборудованных как высокими, так и низкими платформами, чем первоначально отличались от поездов ЭР1 с выходами только на высокие платформы. Поезда ЭР2 выпускались с двумя вариантами лобовой части кабины машиниста головных вагонов — круглой и плоской, впоследствии часть из них при модернизации получила иные кабины. На базе электропоездов ЭР2 было создано множество модификаций, как выпускавшихся новыми, так и модернизированных из старых вагонов. Электропоезда ЭР2 не имели электрического торможения, оно появилось впоследствии у модификаций ЭР2Р и ЭР2Т.

Конструктивным аналогом ЭР2 для линий, электрифицированных переменным током 25 кВ 50 Гц, является серия ЭР9.

Электропоезд ЭР2 формируется из двухвагонных электросекций, каждая из которых состоит из моторного промежуточного (Мп) и прицепного головного (Пг) либо прицепного промежуточного (Пп) вагонов. Если в состав электросекции входит головной вагон, то она называется головной секцией, если нет, то промежуточной секцией. Электросекция не может работать отдельно от других из-за отсутствия кабины машиниста с одного или обоих концов, но так как по электросекциям ведётся учёт парка моторвагонных поездов, они получили обозначение учётных.