Рижский электромашиностроительный завод


Рижский электромашиностроительный завод (РЭЗ, латыш. Rīgas elektromašīnbūves rūpnīca, AS RER) — одно из крупнейших машиностроительных предприятий Латвии. Основан в 1946 году. Специализируется на производстве электрооборудования для рельсового электрического транспорта (электропоезда, трамвай, метро).

C конца XIX века здесь располагалось одно из крупнейших предприятий России — завод «Проводник», занимавший по объёмам производства четвертое место, а по производству шин — второе место в мире. Шины «Проводника» использовались на автомобилях «Руссо-Балт», велосипедах и самолетах. В Первую мировую войну завод был эвакуирован из Риги и ликвидированн в 1928 году.[1][2]

В советское время на территории бывшего предприятия «Проводник» в 1940 году был образован завод № 464 1-го Главного управления НКАП CCCР. Главным конструктором назначен Михаил Пашинин. В 1941 году заводу был утверждён план по выпуску 100 самолётов Як-7 и организация серийного производства самолета УТИ-26, велась реконструкция и строительство новых корпусов. Во время Второй мировой войны, в июле 1941 года, завод эвакуирован в Куйбышев (р-н Безымянка) где вошёл в состав строящегося завода № 122.[3]

После окончания Второй мировой войны было принято решение на площадке бывшего завода № 464 построить завод по производству комплектного тягового электрооборудования для пригородных электропоездов. 8 февраля 1946 года «Рижский электромашиностроительный завод» (РЭЗ) был утверждён постановлением НКЭП СССР как действующее предприятие.

В период с 1951 по 1980 годы РЭЗ сформировал и развил производство электрооборудования для пригородных электропоездов постоянного и переменного токов. В 1957-1958 годах завод разработал и приступил к серийному выпуску электрооборудования для десятивагонных электропоездов ЭР-1. С 60-х годов совместно с Рижским вагоностроительным заводом (РВЗ) занимался выпуском электропоездов серии ЭР2 и ЭР9. Многие изделия были разработаны и освоены впервые в СССР, например электрооборудование электропоездов ЭР9 (с полупроводниковым выпрямителем) и ЭР22 (с рекуперацией энергии в сеть).

В 70-х годах на заводе было произведено электрооборудование для первого советского скоростного электропоезда ЭР200.