ЭР200


ЭР200 (Электропоезд Рижский, с конструкционной скоростью 200 км/ч) — первый советский скоростной электропоезд постоянного тока[1][2]. Выпущен в двух экземплярах, получивших порядковые номера 1 и 2. Заводские обозначения — 62-110 для первого состава (ЭР200-1), 62-285 для второго состава (ЭР200-2)[3][4].

Головной разработчик — Рижский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института вагоностроения (РФ ВНИИВ). Выпускался Рижским вагоностроительным заводом (РВЗ) (латыш. Rīgas Vagonbūves Rūpnīca, RVR)[1], который строил его совместно с Рижским электромашиностроительным заводом (латыш. Rīgas Elektromašinbūves Rūpnīca, RER, поставлял электрооборудование)[5].

В первой половине 1960-х годов, параллельно с испытаниями электропоезда ЭР22, в СССР шло проектирование высокоскоростного экспресса. Результатом работ должен был стать электропоезд ЭР23 с диапазоном скоростей до 250 км/ч. Был изготовлен макет (кузов) головного вагона, получившего заводское обозначение 62-116, в котором просматривались некоторые черты ЭР22, но с сильно изменённой лобовой частью. Кабину машиниста подняли над уровнем крыши, что должно было улучшить обзорность и безопасность движения. В качестве материала корпуса предполагалось применять алюминиевые сплавы. Вагон должен был иметь 112 сидячих мест и снабжаться системой кондиционирования. Проектированием занималась группа специалистов под руководством ведущего конструктора Ю. Дыманта, с привлечением специального художественно-конструкторского бюро Латвийского совнархоза[8][3].

Коэффициент лобового (аэродинамического) сопротивления головного вагона (Cx) оценивался как 0,264[9].

Однако дальнейшая история проекта ЭР23 остаётся неясной. Известно, что на железных дорогах СССР в 1965—1966 годах был завершён комплекс работ по определению основных параметров подвижного состава с конструкционной скоростью 200—250 км/ч[источник не указан 621 день].

В 1967 году было утверждено техническое задание на 14-вагонный электропоезд постоянного тока напряжением 3 кВ, получивший обозначение ЭР200[1].