Пашинин, Михаил Михайлович


С 1960 года преемник С. А. Лавочкина во главе ОКБ-301, с 1961 года — генеральный конструктор. До и сразу после Великой Отечественной войны главный конструктор ряда советских авиазаводов. Во время войны — торговый представитель в Лондоне.

C 1924 года (после Гражданской войны) служил в Красной армии. Поступил в Московский авиационный институт (МАИ), который окончил в 1933 году.[1]

Авиаконструктор Д. П. Григорович после амнистии в 1931 году, работал над военными заказами и стал завкафедрой конструкции и проектирования самолётов. В 1933 году набрал студентов в проектный коллектив, названный Опытное конструкторское бюро № 1 (ОКБ-1 МАИ). Для проекта цельностального самолёта, который соперничал бы с уже полетевшим в том году АНТ-25 «Рекорд дальности». Возглавил ОКБ студент П. Д. Грушин, который младше Пашинина на четыре года, но окончил институт на год раньше. Отобран и Пашинин, которому предстояла защита диплома. Пашинин и Грушин всю жизнь взаимодействовали. Самолёт «Сталь-МАИ имени Якова Алксниса» построен и успешно испытан в сентябре 1934 года. В пятом испытательном полёте во время разбега из-за оплошности опытного испытателя случилась поломка. Самолёт вяло ремонтировали год, а после забросили.

После окончания института Пашинин оказался на московском Государственном авиазаводе № 1, где скоро стал ведущим конструктором группы под руководством Григоровича.[2]

Д. П. Григорович с группой из 25—30 конструкторов, летом 1935 года, примерно в то же время, вернулся на завод, где до ареста в 1928 году был главным конструктором. Группа перерабатывала там истребитель ДГ-52 в укороченный и облегченный ДГ-53. В начале 1936 года начали изготавливать ДГ-54 (ИП-2) под лицензионный рядный V-образный мотор М-100А с пушкой в развале цилиндров. Но группу перевели на московский завод опытных конструкций № 156 (ЗОК ЦАГИ), а изготовление ИП-2 на завод № 135 в Харькове, где летом 1938 года проект отменили, очевидно, из-за тяжёлой болезни Григоровича. Вероятное участие Григоровича в похожем проекте истребителя Пашинина установить пока не удалось.[3][4]

После ареста командующего ВВС Я. И. Алксниса осенью 1937 года (расстрелян) Михаил Моисеевич Каганович становится наркомом НКОП (а с 1939 года — и НКАП). Он родной брат наркома НКТП Лазаря Моисеевича и первого секретаря горьковского обкома Юлия Моисеевича. Новый нарком решает сменить направление крупного серийного завода истребительного главка № 21 в Горьком. В начале 1938 года Пашинина переводят главой опытного конструкторского бюро (ОКБ-21) этого завода, где главным конструктором завода числился Н. Н. Поликарпов, а его представитель на этом и ещё нескольких серийных заводах — М. К. Янгель.