ЭР1


ЭР1 (Электропоезд Рижский, 1-й тип) — электропоезд постоянного тока, выпускавшийся с февраля 1957 года по июнь 1962 года на Рижском вагоностроительном заводе (РВЗ) для железных дорог СССР. Заводское обозначение — 62-11. Является первой моделью из электропоездов нового семейства (ЭР).

В 1956 году на XX съезде КПСС было принято решение о прекращении паровозостроения и переводе тяги поездов на тепловозную и электрическую тягу, что позволяло повысить маршрутные скорости. Это накладывало обязательство на пригородные перевозки, которые тоже должны были поднять свои маршрутные скорости, чтобы не сдерживать скорости остальных поездов. Однако эксплуатируемые на советских железных дорогах электросекции семейства С, которые имели ускорение во время разгона 0,45 м/с² и конструкционную скорость 85 км/ч, уже морально устарели. В 1954 году были построены опытные электросекции СН, которые благодаря изменению подвески тяговых двигателей имели уже конструкционную скорость 130 км/ч. Однако увеличение мощности двигателей (до 200 кВт) ненамного повысило ускорение при пуске, так как соотношение моторных вагонов к прицепным по-прежнему составляло 1:2. Таким образом, к 1956 году секции СН также не отвечали новым требованиям.

Помимо этого, в эксплуатации закрепилась практика, когда две-три электросекции работали в постоянном сцепе, за которым закреплялись постоянные бригады, как это ещё в 1931 году было сделано на паровозах. Таким образом, у многих специалистов сложилось мнение, что секционирование пригородных поездов утратило смысл, а расцеплять секции следует только в депо. Благодаря этому не было необходимости оборудовать промежуточные секции кабинами машиниста с соответствующими аппаратами управления.

Тогда Рижский вагоностроительный завод совместно с Рижским электромашиностроительным и московским «Динамо» создал проект 10-вагонного электропоезда. Для увеличения удельной мощности, что позволяет повысить ускорение, а значит играет важное значение при коротких перегонах, соотношение моторных вагонов к прицепным было изменено с 1:2 на 1:1. При этом электросекции не имели больше с одной или обеих сторон кабины управления, а потому не могли эксплуатироваться отдельно; учёт моторвагонного парка однако по-прежнему вёлся по секциям, потому последние стали называться учётными. Всего 10-вагонный электропоезд состоял из пяти промежуточных моторных, трёх промежуточных прицепных и двух головных прицепных вагонов — пять учётных секций.

В 1957 году РВЗ приступил к созданию электропоезда ЭР1, который после завершения постройки в 1958 году получил полное обозначение ЭР1-01 «Комсомольский» и поступил на эксплуатацию в депо «Москва-Октябрьская» Октябрьской железной дороги, где работал на маршруте Москва — Клин. В 1967 году электропоезд был передан в депо Ленинград-Витебский Октябрьской железной дороги, где эксплуатировался на линии до 1992 года.


ЭР2-1017 (с кабиной старого образца)
ЭР2-1083 (с обновлённой кабиной)