ЭШ2


ЭШ2 (Электропоезд Штадлер, 2-й тип, также известен как Stadler KISS RUS (АЭРО)) — серия двухэтажных электропоездов семейства Stadler KISS, произведённых швейцарской компанией Stadler Rail AG для эксплуатации на электрифицированных постоянным током напряжения 3 кВ линиях железных дорог колеи 1520 мм (бывших республик СССР)[1]. Коммерческое название серии — «Евразия»[2]. Первые четыре поезда выпускались на заводе Stadler Altenrhein AG в Швейцарии, сборка остальных составов производилась на заводе Stadler Минск в Белоруссии[3][4].

Всего по состоянию на начало 2020 года известно о выпуске девяти шестивагонных и пятнадцати четырёхвагонных составов, поступивших для эксплуатации в Россию, Азербайджан и Грузию. Изначально все составы были созданы по заказу российского оператора ООО «Аэроэкспресс», но в связи с финансовыми затруднениями у заказчика часть из них была продана Азербайджанской и Грузинской железным дорогам. Пассажирская эксплуатация составов в Азербайджане начата с июня 2015 года, в Грузии — с июля 2016 года, в России — с октября 2017 года.

В 2011 году компания «Аэроэкспресс», в связи с ростом пассажиропотока на маршрутах, связывающих городские вокзалы с аэропортами, решила объявить тендер на приобретение двухэтажных поездов с целью поднять пассажирооборот на 40 %. На первом этапе проведения тендера было семь участников, каждый из которых являлся ведущим мировым производителем подвижного состава. Во второй этап прошли четыре фирмы: немецкая Siemens AG, французская Alstom, чешская Škoda Transportation a.s. и швейцарская Stadler Rail AG, которая в результате выиграла тендер[5].

В мае 2013 года ООО «Аэроэкспресс» заключило контракт с компанией Stadler Rail AG на производство 25 двухэтажных скоростных электропоездов на основе семейства Stadler KISS — 16 в четырёхвагонном и 9 в шестивагонном исполнении. Стоимость всех 118 вагонов на момент заключения контракта составляла 385,31 млн евро. Согласно плану производства, первые три поезда должны были быть полностью собраны в Альтенрейне, где находится научно-практический центр Stadler. Сборка остальных 22 поездов должна была осуществляться на новом заводе компании под Минском (в городе Фаниполе)[5][6].