Эгоистический анархизм


Эгоисти́ческий анархи́зм (иногда просто ана́рхо-эгои́зм) — анархическое учение, наиболее подробно описанное Максом Штирнером в его работах. Основные идеи — отторжение всех форм ограничений индивида, включая идею общественных норм и ценностей. Близко к этическому солипсизму.

Макс Штирнер (настоящее имя — Иоганн Каспар Шмидт) (1806—1856) — немецкий философ, по взглядам близкий к левым гегельянцам. Считается основателем философии индивидуалистического анархизма, а также предшественником нигилизма, экзистенциализма и постмодернизма.

Штирнер известен своим главным трудом «Единственный и его достояние», в котором Макс подробно описывает свою философию.

Первая публикация данной работы была в 1845 году, критики достаточно не позитивно отнеслись к взглядам Штирнера.

В основе эгоизма Макса Штирнера лежит понятие «единственного» — индивидуума, для которого авторитетом является только он сам и для которого только его желания и идеи имеют признание. Эгоизм Штирнера критикует и отвергает принципы морали, общественного договора, государственной власти и религии, так как они заявлялись противоречивыми по отношению к индивидуальной свободе и развитию. В работе «Единственный и его достояние» Штирнер выступает против всех форм ограничения индивида, включая идею общественных норм и ценностей. Он призывает к освобождению от всех внешних авторитетов и ограничений, чтобы человек мог полностью реализовать свою индивидуальность и удовлетворить свои эгоистические стремления и желания. Единственное ограничение прав человека, которое называлось Штирнером, это его сила, ограничиваемая силой других:

Дети не имеют права на совершеннолетие, потому что они несовершеннолетние: то есть потому что они дети. Народы, не добившиеся полноправия, не имеют права на полноправие: выйдя из состояния бесправия, они приобретают права на полноправие. Другими словами: то, чем ты в силах стать, на то ты имеешь право. Все права и все полномочия я черпаю в самом себе. Я имею право на всё то, что я могу осилить. Я имею право низвергнуть Зевса, Иегову, Бога и так далее, если могу это сделать, если же не могу, то эти боги всегда останутся относительно меня правыми и сильными, я же должен буду преклониться перед их правом и силой в бессильном „страхе Божием“, должен буду соблюдать их заповеди и буду считать себя правым со всём, что я ни совершу согласно их праву, как русская пограничная стража считает себя вправе застрелить убегающих от неё подозрительных людей, действуя по приказу „высшего начальства“, то есть убивая „по праву“. Я же сам даю себе право убивать, пока я сам того не воспрещу себе, пока я сам не буду избегать убийства, не буду бояться его как „нарушения права“. Подобная мысль проводится в стихотворении Шамиссо „Долина убийств“, где седой убийца, краснокожий, вызывает благоговейное чувство у европейца, у которого он убил товарищей. Я только на то не имею право, чего я не делаю вполне свободно и сознательно, то есть на то, на что я сам себя не уполномочиваю.