Эйснер, Лотта


Лотта Генриетта Эйснер (вариант передачи имени — Лотте Айснер, нем. Lotte Henriette Eisner; 5 марта 1896, Берлин — 25 ноября 1983, Париж) — кинокритик, историк кино, одна из крупнейших специалистов по немецкому экспрессионизму.

Родилась в Берлине в семье еврейского коммерсанта. В 1927 году в берлинской газете «Фильм-курьер» были напечатаны её первые рецензии, и она стала «первой в Германии женщиной-кинокритиком»[6].

В 1933 году иммигрировала из Германии во Францию, спасаясь от нацистских преследований. Во время оккупации Франции фашистской Германией ей удавалось какое-то время скрываться, но в конечном итоге она была интернирована в лагерь, расположенный на юге Франции, в городе Гюрс[6][7]. После освобождения Франции вернулась в Париж.

Лотта Эйснер стала правой рукой Анри Ланглуа, одного из основателей Французской синематеки[7] — там она работала главой архива на протяжении 30 лет (с 1945 по 1975 год). Среди прочего, Французская синематека обязана ей обширной коллекцией немецких фильмов и раритетных киноаппаратов из коллекции Уилла Дэя — они были приобретены при её непосредственном участии.

Лотта Эйснер писала статьи и рецензии для многих журналов, посвященных кино, в том числе для «Кайе дю синема», ставшим знаковым изданием в истории французской новой волны. В 1970-е гг. поощряла и вдохновляла режиссёров нового немецкого кино.

В 1974 году, узнав о том, что Лотта Эйснер тяжело больна, режиссёр Вернер Херцог преодолел пешком 400 миль от Мюнхена до Парижа, с картой и компасом в руках, «ночуя под мостами», чтобы своей жертвой «выкупить» её жизнь[8].