Экономика Болгарии


Болгария — среднеразвитое индустриально-аграрное государство[8]. Страна с развитым сельским хозяйством, руководство которой провозглашает примат принципов свободного рынка, где велик частный сектор и умерен государственный. В соответствии с классификацией Всемирного банка, Болгария «промышленно развитая страна верхнего среднего дохода»[9].

Основные секторы: энергетика, горнодобывающая промышленность, металлургия, машиностроение, сельское хозяйство и туризм. Основными товарами промышленного экспорта являются одежда, железо и сталь, машины и топливо[10].

Низкая производительность и конкурентоспособность на европейских и мировых рынках, из-за недостаточного финансирования НИОКР и отсутствия чётко определённой политики в области развития, остаются существенным препятствием для иностранных инвестиций и экономического роста.[11]

Начиная с 2001 года, болгарские власти в основном стремились обеспечить экономический рост за счёт привлечения иностранных инвестиций, низких налогов, ограниченного регулирования (достигнуто только в некоторой степени) и низкой стоимости рабочей силы. Такая политика была успешной в обеспечении высоких темпов роста — более 6 % в год с 2004 по 2008 год — и роста уровня жизни, до наступления глобального экономического кризиса. Это, однако, вряд ли будет способно поднять экономику на высокий уровень квалификации, новшеств и производительности, чтобы соответствовать таковым в более промышленно развитых государствах — соседях Болгарии по ЕС. Для того чтобы решить эту проблему, необходимо провести различные типы реформ. Во-первых, правительство должно увеличить инвестиции в исследования и инновации, и стать активным в этой области. Во-вторых, реформы необходимы в сфере образования, чтобы ограничить исключение различных, в особенности меньшинств, групп даже из базовой грамотности и адекватного участия в рынке труда, а также для содействия воспроизводству человеческого капитала адекватного качества, профиля и гибкости. В-третьих, реформировать пенсионную систему и здравоохранение, чтобы удовлетворить растущие ожидания граждан при одновременном повышении финансовой устойчивости этих систем, а также и ограничении давления, которое они оказывают на трудовые договоры. В-четвёртых, должно быть непрерывное укрепление инфраструктуры, особенно в регионах. В-пятых, необходимо увеличение поддержки росту квалификации рабочей силы, а также некоторое улучшение в гибкости трудовых договоров[11].