Экономико-географическое положение


Экономико-географическое положение (ЭГП) — вид географического положения, определяемый как «совокупность пространственных отношений предприятий, населённых пунктов, ареалов, районов, отдельных стран и их групп к внешним объектам, имеющим для них экономическое значение»[1]. Или отношение объекта (города, района, страны) к вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение, - все равно, будут ли эти объекты природного порядка или созданные в процессе истории (по Н.Н.Баранскому)[2]. Другими словами, ЭГП — это положение в экономическом пространстве, которое определяется по отношению и к природным элементам окружающей среды, и к созданным человеком элементам искусственной среды, и к размещению самого населения.

Значительный вклад в развитие отечественной концепции ЭГП внесли И.М. Маергойз[3], Ю.Г. Саушкин[4], Я.Г. Машбиц, Е.Е. Лейзерович и другие ученые[5].

В некоторых исследованиях также выделяется инновационно-географическое положение, которое определяет положение объекта к центрам создания и распространения новых технологий[6].

Одной из проблем применения концепции в прикладных исследованиях, в том числе эконометрических оценках, является недостаточная формализация понятия, ограниченная возможность построения динамических оценок для всех регионов, городов. Имеющиеся подходы преимущественно основаны на использовании принципов гравитационных моделей: чем ближе исследуемый объект к крупному рынку, тем выгоднее его ЭГП[5].