Экспериментальное кино


Экспериментальное кино (англ. experimental film), или авангардное кино (англ. avant-garde cinema) — способ кинопроизводства, который коренным образом пересматривает кинематографические условности и исследует не-нарративные формы[англ.] или альтернативы традиционным повествованиям или методам работы[1]. Многие экспериментальные фильмы, особенно ранние, тесно связаны с другими видами искусства: живопись, танец, литература и поэзия[2]; или возникают в результате исследований и разработки новых технических ресурсов[3].

Подавляющее большинство экспериментальных фильмов снимается с очень низкими бюджетами с минимальной съёмочной группой (либо вовсе одним человеком)[4], и являются либо самофинансируемыми, либо поддерживаются небольшими грантами. Они часто содержат нелинейные подходы к сюжетным линиям, радикальные методы кинопроизводства и вопиющее пренебрежение к кинематографическому статус-кво, иногда же могут вовсе не иметь какого-либо сюжета[5].

Кинематографисты-«экспериментаторы» обычно начинают как любители, и некоторые используют экспериментальные фильмы как трамплин для коммерческого кинопроизводства или перехода на «серьёзные ленты». Целью экспериментального кинопроизводства может быть передача личного ви́дения художника или поощрение интереса к новым технологиям, а не развлечение или получение прибыли, как в случае с коммерческими фильмами[6].

Экспериментальное или авангардное кино — это стиль кинопроизводства, использующий неортодоксальные методы нетрадиционного повествования для создания произведений, которые можно охарактеризовать только как уникальные[7].

Термин «экспериментальное кино» описывает несколько стилей кинопроизводства, которые часто отличаются от практики массового коммерческого и документального кино и часто противопоставляются ей. Термин «авангардное кино» также используется для обозначения фильмов подобного рода, но преимущественно в отношении лент, снятых в 1920-е годы во Франции, Германии и СССР; а термин «андеграундное кино[англ.]» использовался в 1960-е годы, хотя у него были и другие коннотации. Сегодня преобладает термин «экспериментальное кино», потому что можно снимать экспериментальные фильмы без присутствия какого-либо авангардного движения в сфере культуры.

Экспериментальный фильм часто характеризуется отсутствием линейного повествования, использованием различных приёмов абстрагирования — расфокусировки, рисования или царапания на плёнке, быстрого монтажа — использованием асинхронного («не-диегезис[англ.]») звука или даже полным отсутствием любого звукового сопровождения. Цель режиссёров таких фильмов часто состоит в том, чтобы настроить зрителя на более активное и вдумчивое отношение к фильму. По крайней мере, на протяжении 1960-х годов и в некоторой степени после многие экспериментальные фильмы занимали оппозиционную позицию по отношению к мейнстрим-культуре.