Эламская мифология


Эла́мская мифология — совокупность мифологических представлений эламитов, древнего народа, жившего на юго-западе современного Ирана[1].

Самым ранним известным документом, содержащим имена эламских божеств, является договор, составленный на эламском языке около 2230 до н. э., между аккадским царём Нарам-Суэном и подвластным ему правителем Суз Хитой. Текст начинается с перечня имён 37 божеств эламского пантеона, открывающегося именем верховного бога Хумбана[3]. Божества перечислены в строгой иерархической последовательности. Почти все они вновь упоминаются около 639 года до н. э. в надписи ассирийского царя Ашшурбанипала. Клинописные тексты из Персеполя свидетельствуют, что некоторые боги (Хумпан, Шимут и др.) почитались эламитами по меньшей мере до середины V века до н. э.[1]

Мифология сложилась в VI тысячелетии до н. э. задолго до возникновения Эламского государства. Испытывала влияние географически близкой к ней шумеро-аккадской мифологии[1]. Верования имели локальные различия[2].

Одной из наиболее характерных черт было почитание змеи как символа изобилия, плодородия и вечности. Часто змеи изображались с человеческими головами. В эламской религии и мифологии считалось, что все божества обладают магической силой «китен». Под её защитой находилась власть царя, который воплощал волю богов[1].

Эламская мифология характеризуется размытостью отдельных богов. Большинство из них считались неописуемыми существами, чьи имена не произносились и были неизвестны. Они воспринимались также как возвышенные идеи, которые не должны быть в полной мере характеризуемы смертными[2].

Первоначально во главе пантеона стояли женские божества. Вначале главной предположительно считалась богиня плодородия и богиня-мать северного Элама Пиненкир, «повелительница неба», мать богов, которую в Аккаде отождествляли с Иштар. Позднее, с начала II тысячелетия до н. э. она была вытеснена богиней земли и богиней-матерью южного Элама Кириришей или идентифицирована с ней[2][1].