Электроплуг


Электроплу́г — механизм на электрической тяге, производящий пахоту земли. Действует при помощи стационарной лебёдки и троса, подтягивающих плуг, или при помощи установленного на плуге электродвигателя, получающего питание по кабелю из внешнего источника. Электроплуги получили некоторое распространение в 1880—1930-х годах, но не выдержали конкуренции с тракторами.

В 1856 году британский инженер и предприниматель Джон Фаулер изобрёл и запатентовал паровой плуг. Одним из вариантов использования было следующее: одна или две паровые машины с лебёдкой, приводившей в движение при помощи троса плуг — другая сторона троса крепилась к находившейся на противоположном конце поля другой паровой машине или блоку. В дальнейшем Фаулер создал компанию собственного имени для производства паровых машин и сельскохозяйственных орудий. Система получила довольно большое распространение как в Старом, так и в Новом Свете, но имела ряд недостатков: сложность в эксплуатации, большой вес, а также цена, которая в 1870 году составляла от 450 фунтов за систему с одной паровой машиной мощностью 8 л. с. до 2330 фунтов за систему из двух паровых машин мощностью по 30 л. с.[1][2] (то есть примерно от 55 000 до 285 000 фунтов 2020 года[3]). К 1907 году в Германии работало около 1000 паровых плугов, но они обрабатывали лишь около 1 % пахотной земли. Тем не менее, отдельные паровые плуги проработали в Германии до 1960-х годов[4].

По мере развития электричества сама собой разумеющейся оказалась идея его использования в сельском хозяйстве, в том числе — для модификации парового плуга Фаулера. В 1879 году французский изобретатель Эрнест Базен запатентовал в Париже электроплуг[Комм 1][5]. В том же году два его соотечественника — некие Кретьен (фр. Chrétien) и Феликс (Félix), сотрудники сахарного завода в Сермезе[фр.], построили действующий электроплуг (был ли он создан по патенту Базена или это была их собственная разработка, неизвестно). Они подключили динамомашину к паровому двигателю завода и запитали от него две стоявшие по краям близлежащего поля лебёдки, которые приводили в движение плуг. Расстояние от динамомашины до лебёдки составляла 800 м, скорость электроплуга — 16 м/мин., производительность пахоты — 18 м2/мин[6][7].

В 1880 году немецкий инженер Вернер фон Сименс совместно со своим тестем и двоюродным братом Карлом фон Сименсом разработали и запатентовали[Комм 2]электроплуг, модель которого находится в музее в Хоэнхайме[7].


Самоходный электроплуг системы Робертса