Эли, Юджин


Юджин Бёртон Эли (англ. Eugene Burton Ely; 21 октября 1886[1], Уильямсберг, США — 19 октября 1911, Мейкон, США) — американский лётчик, первый в истории совершил взлёт и посадку, используя палубу корабля. Таким образом, стал пионером палубной авиации.

Юджин Эли родился в городе Уильямсберг, штат Айова. В 1901 году окончил 8 классов средней школы в Давенпорте[2]. По некоторым данным в 1904 году стал выпускником Университета штата Айова. Эли проявлял интерес к гоночным автомобилям и даже участвовал в гонках на них. Работал водителем у католического священника, который разделял его страсть к быстрой езде. При переезде из Айовы-Сити в Давенпорт установил рекорд скорости на автомобиле Franklin[3]. 7 августа 1907 года в Сан-Франциско женился на 17-летней Мейбл Холл[4][5]. Спустя 2 года они перебрались в Невада-Сити, где Юджин какое-то время подрабатывал извозом[6].

В начале 1910 года пара переехала в Портленд. Эли занимался продажей автомобилей, работал на предпринимателя и торговца машинами Генри Вемме[4]. Как раз в это время Вемме приобрёл один из первых четырёхцилиндровых бипланов конструкции Гленна Кёртисса Curtiss Model D. Сам Вемме управлять самолётом не мог, но опытный автогонщик Эли убедил его, что сможет поднять самолёт в воздух. Однако первый полёт закончился крушением. Происшествие произошло на малой высоте, но самолёт был сильно повреждён. Эли как виновник аварии выкупил у своего хозяина аэроплан, отремонтировал его и научился летать[4]. Вскоре Эли переехал в Миннесоту, где на одной из авиационных выставок встретил самого Гленна Кёртисса, с которым он договорился о сотрудничестве. 5 октября 1910 года Юджин Эли получил лицензию федерального пилота[4].

В октябре 1910 года Эли и Кёртис на авиационной выставке в Мэриленде встретились с капитаном Вашингтоном Чамберсом, который по заданию министра ВМС США изучал возможности применения авиации для нужд военно-морских сил. Чамберс предложил поучаствовать в испытаниях, и Юджин Эли согласился совершить взлёт с борта корабля. Финансист Джон Райан выделил для эксперимента 500 долларов на сооружения деревянного взлётного настила на палубе корабля[7]. 14 ноября 1910 года биплан Curtiss Model D под управлением Юджина Эли, сделав пробег по 25-метровой платформе на палубе крейсера «Бирмингем», спланировал с высоты 11 метров и совершил посадку на берегу бухты Хэмптон-Роудс. Самолет Эли пролетел 2,5 мили от «Бирмингема». Хотя первоначально планировалось облететь бухту и порт[8].