Эльслер, Тереза


Тере́за Э́льслер (нем. Therese Elßler; род. 5 апреля 1808, Гумпендорф (ныне в черте Вены), Австрийская империя19 ноября 1878, Мерано, Южный Тироль, королевство Австро-Венгрия) — австрийская танцовщица, старшая сестра балерины Фанни Эльслер, морганатическая супруга принца Адальберта Прусского (в браке получила титул баронессы фон Барним).

Тереза, как и её младшая сестра Франциска, родились в деревушке Гумпендорф, неподалёку от австрийской столицы (ныне венский район Мариахильф). Их отец, Иоганн Флориан Эльслер, — а до него дед, Йозеф Эльслер, служили камердинерами и переписчиками нот у композитора Йозефа Гайдна. Мать, Тереза Принстер, была швеёй. В семье было пятеро детей: старшая Анна служила в театре мимисткой, из двоих братьев один стал монахом, а другой работал хормейстером в Берлинской опере. После смерти Гайдна в 1809 году семья, оставшаяся без основного дохода, жила в бедности — тем не менее, дети росли в атмосфере музыки, театра[1].

Принято считать, что младшие девочки, Тереза и Фанни, начали учиться танцу при театре «Ан дер Вин», в школе танцмейстера Фридриха Хоршельта[нем.] (по этому поводу существует несколько исторических анекдотов, однако историк балета Айвор Гест не нашёл никаких документальных подтверждений данного факта)[1]. Известно, что самого детского возраста сёстры выступали на сцене другого венского театра — «У Каринтийских ворот» (Тереза впервые вышла на его сцену в 1817 году, её сестра — в 1818-м). Возможно, они обе занимались в классе Жана Омера, который работал в Вене с 1814 по 1820 год — тем не менее, им явно не хватило академического образования[1], что отмечается исследователями творчества Фанни.

В 1825 году по указанию директора Доменико Барбайя[англ.], который также управлял театром «Сан-Карло», юные сёстры — Терезе было семнадцать, Фанни едва исполнилось пятнадцать — отправились работать в Неаполь (историк балета В. М. Красовская предполагает здесь интригу с участием принца Леопольда). Они выступали в «Сан-Карло» с июля 1825 по начало января 1827 года, дебютировав в балете Гаэтано Джойи «Цезаре в Египте». Также участвовали в постановке его балета «Акбар Великий» (1826; из-за смерти балетмейстера был закончен Сальваторе Тальони), выступали в «Дидоне» и «Жанне д’Арк» Сальваторе Вигано, исполняли небольшие партии в «Альцибиаде» и «Гневе Ахилла» Филиппо Тальони. Последними их выступлениями стали «Селико» Луи Анри[фр.] и премьера балета Паоло Саменго[итал.] «Пемил» 1 января 1827 года — после чего сестры были вынуждены вернуться в Вену из-за беременности Фанни в результате скандальной связи с принцем Леопольдом[1].

Осенью 1830 года, когда директором «Кернтнертор-театра» стал Луи Дюпор, сёстры заключили контракт на несколько выступлений в Берлинской опере. Воспитанные на итальянской школе и итальянском репертуаре, они были недовольны французским подходом: «Мы пытаемся руками и ногами отделаться от господина Дюпора, поскольку он не предлагает ничего нового» — писала Фанни в 1831 году[1].