Эльстир


Эльстир (фр. Elstir) — один из основных персонажей цикла романов Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» (далее — «Поиски»), вымышленный художник.

Художник Эльстир, в молодости завсегдатай салона Вердюренов, имел там прозвище «Биш» (Biche)[1] (годы спустя г-жа Вердюрен назовёт его «Тишем»[2]) и «„отмачивал“, по выражению г-на Вердюрена, „что-нибудь этакое забористое, и все надрывали себе животики от смеха“, особенно г-жа Вердюрен»[3]. Много лет спустя профессор Бришо, вспоминая по просьбе Рассказчика «стародавние времена» салона Вердюренов, рассказал ему «о шутках Эльстира (которые он называл „чистейшим балаганом“): как-то раз, надумав одну штуку в последнюю минуту, Эльстир явился в костюме метрдотеля из шикарного ресторана и, обнося гостей блюдами, шепнул несколько вольных словечек на ухо крайне чопорной баронессе Пютбю, причем та покраснела от гнева и от испуга; затем, исчезнув до конца обеда, он велел внести в салон ванну, доверху налитую водой, откуда, когда все встали из-за стола, он вышел совершенно голый, отчаянно ругаясь. А ещё Бришо рассказал об ужинах, на которые все приходили в бумажных костюмах, разрисованных, вырезанных, раскрашенных Эльстиром, — настоящих произведениях искусства»[4]. Образ молодого «маэстро Биша», не гнушавшегося порой «претенциозных и пошлых тирад»[5], обрисован автором отрывочно и скорее представлял собой маску, скрывающую его творческое лицо: Шарль Сван, часто встречавшийся с ним у Вердюренов во время своего романа с Одеттой, считал, что художник «неприятен, когда старается удивить», но признавал его одним из самых блестящих умов, каких он только знал[6].