Эмпен, Эдуард


Эдуард Эмпен (фр. Edouard Empain, 20 сентября 1852, Белёй, — 22 июля 1929, Волюве-Сен-Пьер, Брюссель) — бельгийский инженер, промышленник и предприниматель, активный в области банковского дела, транспорта (железных дорог и трамваев), недвижимости и электротехнической промышленности; во время Первой мировой войны — также военный в звании генерал-майора. В международную коммерческую «империю» Эмпена входили многочисленные трамвайные системы в разных странах мира (в том числе в Российской Империи), железные дороги, Парижский метрополитен и даже город в Египте.

Эдуард Эмпен родился 20 сентября 1852 года в Белёйе в провинции Эно. Его происхождение было скромным: отец был учителем начальной школы. Из-за тяжёлых условий Эмпен не смог получить высшее образование. Он пошёл работать чертёжником на крупном машиностроительном предприятии. Там быстро продвигался вверх по карьерной лестнице, и фактически стал инженером-самоучкой, изучая технику на практике. Работая, Эмпен сдал экстерном экзамены и получил диплом инженера.

В 1878 году Эмпен стал начальником карьера в районе Намюра. Однако его основным интересом вскоре стал транспорт. В 1882 году он основал фирму «Экономичные железные дороги Льеж-Серен» (фр. Railways Ecomomiques Liège-Seraing et Extensions, RELSE), которая построила и эксплуатировала линию междугородного трамвая, соединившую Льеж с его промышленным пригородом Серен. Вскоре после этого, в 1884 году, бельгийское государство основало «Национальное общество местных железных дорог», которое фактически сделала строительство междугородных трамваев в Бельгии государственной монополией. Однако Эмпен продолжал участвовать в строительстве трамвайных линий в Бельгии, выступая в роли субподрядчика и концессионера. В частности, компании Эмпена принадлежала концессия на эксплуатацию линии Берегового трамвая (собственником линии было Национальное общество местных железных дорог)[3].

Одновременно Эмпен начал активную предпринимательскую деятельность за границей. Он основал собственный инвестиционный банк, «Банк Эмпен» (фр. Banque Empain), который играл роль холдинга многочисленных компаний, принадлежавших ему (так называемая «группа-Эмпен», фр. Groupe Empain). С 1890 года Группа Эмпен начала строительство трамваев и лёгких железнодорожных линий во многих странах мира, включая Китай и Российскую Империю. В Российской Империи группе Эмпена принадлежали трамваи Кишинёва (концессия на действующую конку куплена в 1895 году, позднее система электрифицирована), Бердичева (концессия на действующую систему конки куплена в 1897 году, система не была электрифицирована), Астрахани (концессия на строительство перекуплена у другого бельгийского предпринимателя в 1896 году, система строилась сразу электрической, открытие в 1900 году) и Ташкента (концессия на строительство конки перекуплена у другого бельгийского предпринимателя в 1896 году, открытие конки в 1901 году, электрификация в 1913)[4].