Кишинёвский трамвай


В 2011 году примэрия муниципия Кишинёв рассматривала возможность возрождения в городе трамвайного движения — строительство скоростного трамвая.

История создания кишинёвской трамвайной системы началась в апреле 1888 года, когда Городская Дума Кишинёва приняла решение о строительстве в городе конно-железной дороги. Договор о постройке и дальнейшей эксплуатации конки был заключён с предпринимателями по фамилии Рогазинский, Романович и Свитальский. Движение было открыто 29 октября 1888 года. За год на Александровской улице (нынешний Проспект Штефана чел Маре) и на других центральных улицах города была построена линия конно-железной дороги длиной около 6 вёрст. Рельсы для постройки отливали на Брянском железнодорожном заводе, вагоны закупались в Варшаве (7 открытых вагонов) и Одессе (7 закрытых вагонов). По рельсам вагоны тащили упряжки из двух лошадей.

В 1895 году линия конки была куплена учредившими акционерное общество кишиневским купцом Бакалом, присяжным поверенным Розингом, инженерами Лозинским и Сербовым. Уже в следующем, 1897 году, линия конно-железной дороги вместе с вагонным парком была снова продана, на этот раз предпринимателям из Бельгии, организовавшим так называемое «Анонимное общество кишиневских конно-железных дорог», входившее в группу компаний Эдуарда Эмпена[1].

В 1897 году Городская дума приняла проект постройки второй очереди конки, целью которой было связать центральную часть города с железнодорожным вокзалом. К 1910 году длина линий конно-железной дороги Кишинёва составила 12,5 километров[2].

1910 год стал временем перевода конки на электрическую тягу. Городская дума приняла соответствующее постановление. В 1911 году об этом была достигнута договорённость с бельгийским «Анонимным обществом», подписан концессионный договор. С 1913 года в Кишинёве стали ходить трамваи на электрической тяге, а также была уложена новая линия трамвая от Пушкинской улицы до Скулянской рогатки. На Александровской улице трамвайное движение стало двухпутным. Всего на тот момент в Кишинёве функционировало 4 трамвайных маршрута. Длина всех маршрутов составляла около 14 километров. На линии выходили до 30 вагонов одновременно.

С 1918 по 1940 годы, когда Бессарабия вошла в состав Румынии, кишинёвский трамвай продолжал оставаться в собственности бельгийского «Анонимного общества». С 1940 года, после вхождения Бессарабии в состав СССР, трамвайное хозяйство города перешло в собственность государства.