Эпистемология чулана


Эпистемоло́гия чула́на (англ. Epistemology of the Closet) — книга одной из создательниц квир-теории Ив Кософски Седжвик, вышедшая в 1990 году.[1] В ней автор утверждает, что существующая бинарная гендерная система ограничивает свободу и понимание сексуальности, поскольку есть понятие «третьего пола».[2]

«Эпистемология чулана» поднимает вопрос о том, что из себя представляет человеческая сексуальность.[2] И ответом на него Кософски считает собственные исследования по квир-теории, которые она представляет читателям.[2]

По мнению автора, главная мысль книги в том, что «многие из главных узловых позиций мышления и знания в западной культуре двадцатого века выстраиваются — а в сущности, раздираемы — хроническим, теперь уже эндемическим кризисом в дефинициях гомо/гетеросексуальности, мужской по определению, начавшимся в конце девятнадцатого века».[3][4]

Кософски исследовала литературу конца XIX — начала XX века, когда возросло значение гендерной идентичности и сексуальной ориентации. Ею исследована первая волна эпидемии СПИДа как историческое событие. На этом и других примерах Кософски пытается показать, как различные сексуальные противоречия в прошлом приводят к сегодняшнему непониманию[чего?]. Кроме того, в книге уделено внимание языку сексуальности и как речевые акты служат доказательством чьей-либо собственной сексуальности.[2]

В книге проводится мысль, что существует два взгляда на сексуальную идентичность: преуменьшающий и всеохватный.

Язык и его маркеры — частая тема, которая широко обсуждается в «Эпистемологии чулана». Кософски продвигает мысль о том, что «гомосексуальность» является загруженным термином. По её мнению, в этом термине «всегда ощущался, хотя бы отчасти, мужской оттенок — либо от ассоциации с латинским „homo“ = мужчина, прячущейся в этой макаронической этимологии, или просто из-за большего внимания, уделяемого мужчинами в этом дискурсе (как и во многих других)».[6][7]