Квир-теория


Квир-теория (англ. queer theory) — критическая социологическая теория о природе гендера, получившая распространение в конце XX века. Её сторонники полагают, что гендер и сексуальная ориентация индивида не только и не столько предопределяются его биологическим полом, сколько социокультурным окружением и условиями личного воспитания[1]. Кроме того, в рамках квир-теории постулируется изменяемость идентичности, а не её ригидность[2].

Трудно дать чёткое определение объекту исследования квир-теории — квиру — так как одним из фундаментальных постулатов теории является отказ от рамок и определений[3].

К теоретикам квир-канона, людям, заложившими фундамент квир-теории, относят Мишеля Фуко, Джудит Батлер, Еву Кософски Седжвик и других. Их книги — «История сексуальности», «Гендерное беспокойство», «Эпистемология чулана» — сформировали теорию перфомативности, идею о том, что идентичность не просто описывается языком, но и формируется им.

В академических кругах термин квир-теория впервые был использован Терезой де Лауретис в 1990 году. Тереза де Лауретис признавалась, что использовала слово квир, имеющее негативные коннотации в английском языке, в качестве провокации. Она желала подорвать установившийся порядок рассмотрения мужской и женской гомосексуальности и предложить иной взгляд на эту область исследований.[4]

Квир-теория «фокусируется на несоответствиях между биологическим полом, гендером и желаниями». Квир наиболее часто ассоциируется с бисексуалами, лесбиянками и геями, но аналитическая структура квир-теории также включает такие темы, как трансвестизм, трансгендерность, интерсекс, гендерную двусмысленность, хирургическую коррекцию пола, и пр. Дэвид Гальперин из Массачусетского технологического института определяет поле исследований квир-теории (т. н. квир) предельно широко — как всё, что не вписывается в общественную норму, в узаконенный трафарет, в господствующую в данный момент социальную систему[5].

Термин «квир-теория» был введён в 1990 году, причем Ева Кософски Седжвик, Джудит Батлер, Адриенна Рич и Диана Фусс (все они в значительной степени следуют работе Мишеля Фуко) были среди его основных сторонников. Аннамари Ягосе написала «Квир-теорию: введение» в 1996 году[6].