Кроссдрессинг


Кроссдре́ссинг[1] (англ. cross-dressing) — ношение одежды или аксессуаров, которые в определённом обществе ассоциируются с противоположным полом[2]. Испокон веков кроссдрессинг используется в целях маскировки, удобства и самовыражения[3].

Почти каждое общество в ходе истории выработало ожидаемые для каждого гендера нормы стиля, цвета или типа носимой его представителями одежды. Большинство обществ аналогичным образом выработали указания, позиции или даже законы, определяющие тип подходящей для каждого гендера одежды[4].

Термин «кроссдрессинг» означает действие или поведение без указания каких-либо причин или мотивов для такого поведения. Кроссдрессинг не является синонимом трансгендерности.

Феномен кроссдрессинга впервые нашёл своё отражение в Танахе, однако термины для него изменились. Английское слово «кроссдрессер» заметно вытеснило латинское «трансвестит», ныне считающееся устаревшим и уничижительным[5][6][7]. Это связано с тем, что слово «трансвестит» использовалось для диагностики психических заболеваний (например, фетишистский трансвестизм), в то время как «кроссдрессер» было изобретено трансгендерным сообществом[5][8]. Наиболее раннее употребление термина кросс-дрессинг, согласно Oxford English Dictionary, датируется 1991 годом и принадлежит Эдварду Карпентеру: «Кросс-дрессинг следует считать общим признаком гомосексуальности и феноменом, близким к ней». В 1928 году Хэвлок Эллис ещё использовал термины «кросс-дрессинг» и «трансвестизм» как равнозначные[9].

Свидетельства практикования кросс-дрессинга находят во многих культурах в течение всей истории человечества. Цели при этом преследуются самые различные. Примеры явления содержатся в мифологии греков, скандинавов и индуистов. Примеры практик кросс-дрессинга имеются в театре (например, кабуки, но, елизаветинский театр) и религиях (например, в корейском шаманизме), в фольклоре, музыке, литературе. В эпоху Эдо кросс-дрессинг из театра кабуки проникал в общество, и, например, мода гейш переходила в мужскую одежду[10], а старинные портреты японских аристократов не делают различия между качествами мужской и женской красоты[11]. В культуре Британии и континентальной Европы долгое время театральные труппы состояли исключительно из мужчин и мальчиков, причём женские роли исполняли последние.

В 1839—1840 годах по западному и среднему Уэльсу прокатились бунты Ребекки[12], организованные фермерами и батраками против несправедливого налогообложения, в ходе которых восставшие часто одевались женщинами по образу библейской Ревекки[13].