Де Лауретис, Тереза


Тереза де Лауретис (итал. Teresa de Lauretis; род. 29 ноября 1938[1][4], Болонья, Италия) — итальянско-американский[5] философ, семиотик и теоретик феминизма, эмерит-профессор Калифорнийского университета в Санта-Крузе[6].

Де Лауретис получила докторскую степень в области современных языков и литературы в Университете Боккони в Милане, затем преподавала в высших учебных заведениях Северной Америки и Европы, в том числе Канаде, Германии, Италии и Нидерландах[7]. В 1985 году она стала профессором факультета истории сознания[англ.] в Калифорнийском университете в Санта-Крузе (США)[8].

В сферу её научных интересов входят постструктурализм, психоанализ, женские, гендерные и квир-исследования, семиотика и теория кино[5][9]. На её счету более сотни эссе и ряд книг на английском и итальянском языках[7]. В частности, на итальянском она писала об Итало Звево (1976) и Умберто Эко (1981). Дебютная англоязычная книга «В зазеркалье» (англ. Alice Doesn't, 1984) сделала её значимой фигурой не только для феминизма, но и для американского киноведения[10]: задействуя семиологию и психоанализ, она исследует, как через мужской взгляд[англ.] в кинематографе конструируется образ женщины-объекта, и формулирует концепцию феминистского «ответного взгляда», обращённого на мужчину-субъекта[11]. В другой основополагающей работе «Технологии гендера» (Technologies of Gender, 1987) она развивает теорию сексуальности Мишеля Фуко, доказывая, что гендер — это социальная конструкция, «составной эффект дискурсивных и визуальных репрезентаций»[10], который функционирует схожим образом с идеологией по Луи Альтюссеру[12]. Ближе к концу 1980-х годов её интерес сосредоточился на изучении лесбийской субъектности и сексуальности[13]. Так, в книге «Практика любви» (The Practice of Love, 1994) она критически переосмысливает идеи Зигмунда Фрейда и Жака Лакана, перемещая фокус психоаналитической теории с мужской гетеросексуальности на лесбийское желание[12]. Де Лауретис также писала про научную фантастику. Некоторые её работы вошли в тематические антологии и были переведены как минимум на 14 языков[7].

Ввела в научный дискурс термин «квир-теория», которому впервые дала определение в 1991 году в спецвыпуске журнала Differences[англ.] под названием «Квир-теория: лесбийская и гомосексуальная сексуальности» (Queer Theory: Lesbian and Gay Sexualities)[14].

В 2005 году ей была присуждена степень почётного доктора философии Лундского Университета (Швеция)[6].