Эрмитажная школа Г. Я. Длугача


Эрмитажная школа Г. Я. Длугача (творческое объединение «Эрмитаж», «Эрмитажная школа», школа Длугача-Зайцева) — неофициальная группа художников, возникшая в конце 1950-х годов под руководством Григория Яковлевича Длугача.

«Школа Г. Я. Длугача, продолженная А. П. Зайцевым занималась аналитическим копированием шедевров Эрмитажа. Так возникла группа „Эрмитаж“. Работы их парадоксально сочетают математическую гармонию классиков и громадную экспрессию. Особенно проявился здесь В. Филимонов» — такую характеристику дал этому направлению искусствовед и коллекционер Николай Иннокентьевич Благодатов в статье «Ленинградские группы андеграунда в 1950—1960-е годы»[1].

Картины художников данного объединения находятся в Государственном Эрмитаже,Государственном Русском музее, музее нонконформистского искусства. Наиболее полно представлены в музее Царскосельская коллекция. Город Пушкин. Там же появилось новое название — «Школа Длугача-Зайцева» [1], а местом творческой деятельности был Государственный Эрмитаж.

«Эрмитажная школа» представляет собой соединение двух методов копирования. Длугач, Григорий Яковлевич создал конструктивно-интуитивный метод копирования. Зайцев, Александр Павлович — автор математического метода исследования картинной плоскости.

Григорий Яковлевич Длугач родился 9 апреля 1908 года в Двинске (Даугавпилсе). В 1928 году приехал в Москву, поступил на рабочий факультет искусства, который затем перевели в Ленинград. Был принят в Академию художеств. Испытал сильное воздействие К. С. Петрова-Водкина и П. Н. Филонова. Из Академии был отчислен «за формализм». В середине 1950-х начал копировать старых мастеров в Эрмитаже, постепенно вырабатывая свои принципы конструктивного анализа картины. Г. Я. Длугач был всецело предан картинам старых мастеров. Считал квадрат Малевича смертью искусства. В копировании стремился дойти до мельчайшего атома, на примере которого можно понять, как устроена вся композиция картины. Он выявлял внутреннюю структуру картины, интуитивно находя вертикальные горизонтальные и диагональные линии пронизывающие картину насквозь.

Первая выставка в которой Григорий Яковлевич участвовал это выставка произведений художников Москвы и Ленинграда в 1988 году. Тушинское товарищество художников.