Длугач, Григорий Яковлевич


Григорий Яковлевич Длугач (9 апреля 1908, Двинск, Витебская губерния, Российская империя — 12 февраля 1988, Ленинград, СССР) — советский живописец, педагог, основатель и руководитель творческого объединения «Эрмитаж» («эрмитажная школа»)[1]. Основатель школы аналитической живописи.

Григорий Яковлевич Длугач родился 9 апреля 1908 года в Двинске (Даугавпилсе) в бедной многодетной еврейской семье, которая позднее переехала в Вологду. Отец — Янкель-Зелик Файвишевич Длугач, уроженец Двинска, и мать — Михля Вульфовна Бик, родом из Браслава, заключили брак 19 июня 1906 года в Двинске. В 1925 работал чернорабочим на складах Северосоюза, позднее — маляром в артели строителей. С 1929 — учащийся художественного рабочего факультета искусства, по окончании которого в 1932 был принят в Академию художеств на первый курс живописного факультета. Испытал сильное воздействие К. С. Петрова-Водкина, о котором вспоминал с неизменной благодарностью. Те же студенческие годы отмечены интересом к П. Н. Филонову и его школе. Академию не окончил, был отчислен «за формализм». В конце 1930-х начал преподавать в изостудии Дома пионеров. Все годы войны был на фронте. В середине 1950-х начал копировать старых мастеров в Эрмитаже, постепенно вырабатывая оригинальные принципы анализа живописно-пластической формы. Длугач был всецело предан искусству старых мастеров. Считал «Черный квадрат» Малевича смертью искусства. В копировании стремился дойти «до мельчайшего атома», на примере которого можно понять, как устроена вся композиция картины. Он выявлял внутреннюю структуру картины, интуитивно находя вертикальные горизонтальные и диагональные линии, пронизывающие картину насквозь: «Только предельная чуткость, соединенная с мастерством и творческим темпераментом, дает цельность работе, где все сказано, где ни прибавить, ни убавить ничего невозможно. Все это есть в произведениях старых мастеров. Я повторял, и буду повторять: нет ни импрессионистов, ни реалистов, ни кубистов, а есть классика»[2].

Со временем появились ученики, и уже в 1960-е сложилась неофициальная «эрмитажная школа» Длугача. На смену традиционной академической практике копирования пришел своеобразный метод аналитического истолкования картины. Среди любимых мастеров Длугача — Тициан, Веронезе, Рубенс, Пуссен, Рембрандт, Ван Дейк, Халс, Рейсдал. Эрмитаж стал для него всем: родным домом, мастерской, аудиторией. Работа в Эрмитаже продолжалась в течение трех десятилетий, до тех пор, пока позволяло здоровье. К концу 1980-х «эрмитажная школа»[3]приобрела характер сильного независимого художественного движения.