Эскадренные миноносцы типа A


Эскадренные миноносцы типа A — тип эскадренных миноносцев, состоявший на вооружении Королевских ВМС Великобритании в 1930-е годы и в период Второй мировой войны. Стали первыми британскими межвоенными серийными эсминцами (т. н. «стандартные» эсминцы). Два корабля было построено для Королевских ВМС Канады. В качестве лидера флотилии кораблей типа A был спроектирован эсминец HMS Codrington, отличавшийся увеличенными размерами и составом вооружения.

В 1927 году в строй британского флота вступили два экспериментальных корабля — HMS Amazon и HMS Ambuscade, спроектированные и построенные по техническому заданию Адмиралтейства фирмами «Торникрофт» и «Ярроу» соответственно. Это были первые эсминцы Королевского Флота, построенные с учётом опыта Первой мировой войны. Между фирмами происходил конкурс на лучший проект эсминца для британского флота. Несмотря на то, что специалисты «Ярроу» уложились в меньшее водоизмещение и благодаря этому смогли обойтись энергетической установкой меньшей мощности, Amazon оказался дешевле. Кроме того, за счёт больших размеров он выигрывал в мореходности. По существу же оба проекта представляли собой несколько увеличенный тип «Модифицированный W» с более мощными машинами и улучшенными условиями обитаемости[1]. Победителем признали проект «Торникрофт» и Amazon послужил основой для эсминцев, строившихся по программе 1927 года, получивших, как и два вышеуказанных корабля, названия, начинающиеся на латинскую букву A. В некоторых[2] источниках корабли данного типа именуются «Модифицированным типом A» или эсминцами типа «Акаста».

Первоначальный проект нового эсминца оказался чересчур большим (полное водоизмещение должно было составить 2200 тонн), в результате было снижено первоначальное требование высокой дальности хода. В состав вооружения вошли новые полуавтоматические 120-мм орудия и четырёхтрубные торпедные аппараты. Корабли не получили предусмотренной первоначальным проектом гидроакустической станции: противолодочное вооружение оказалось сильно сокращённым в связи с размещением на кораблях трального оборудования. В связи с возросшим по сравнению с прототипом (Amazon) весом вооружения пришлось несколько увеличить ширину корпуса. Энергетическая установка кораблей отличалась простотой и надёжностью. Исключением стал эсминец HMS Acheron, на котором были в качестве эксперимента установлены высоконапорные котлы. Несмотря на то, что они оказались более экономичными, из-за сложностей в эксплуатации от их дальнейшего применения отказались[1].

Два корабля были построены по заказу Канады. При этом в исходный проект были внесены некоторые изменения, в частности, корпус усилен и увеличен в ширину для возможности плавания в сложных ледовых условиях и стала более закрытой (по сравнению со стандартными эсминцами британского флота) надстройка.