Эскадренные миноносцы типов J, K и N


Эскадренные миноносцы типа «Джервис» — тип эскадренных миноносцев, состоявший на вооружении Королевских ВМС Великобритании в предвоенные годы и в период Второй мировой войны. Первая серия британских предвоенных эсминцев, пришедших на смену «стандартным» эсминцам. Они стали основой для ряда проектов, закладываемых крупными сериями вплоть до конца Второй мировой войны[3].

От продолжения строительства эсминцев типа «Трайбл» Совет Адмиралтейства отказался, было признано, что они перегружены, а торпедное вооружение оказалось слишком слабым[4].

Британскому флоту требовался новый «промежуточный» тип эсминца: несший более мощное артиллерийское вооружение, чем «стандартный» тип и более сбалансированный, технологичный и дешёвый, чем Трайблы. Эскадренные миноносцы типа J представляли собой новый тип эсминца, который очень сильно отличался от предыдущих типов: впервые эсминцы Королевского флота были однотрубными, для изготовления корпуса использовались новые марки стали, применена новая внутренняя компоновка[4]. Эти корабли, в отличие от предшественников, строились с продольной системой набора корпуса[прим. 2], которая подразумевает направление главных балок вдоль корпуса корабля. По бортам и днищу из носа в корму идут непрерывные стрингеры, соединённые меньшим количеством шпангоутов[5]. При этом или значительно возрастает продольная прочность или удаётся сильно облегчить корпус. Кроме того в значительных количествах была применена электросварка (но не везде, корпуса были преимущественно клёпаными), что тоже дало экономию веса. На эсминцах типов «J» и «K» листы обшивки палубы были сварены с обратной стороны[6]. При этом должен был выполняться следующий ряд основных требований.

Корабли типа J строились по программе 1936 года, впервые вместе с лидером заказано не 9, а 8 единиц. Заложены на различных верфях в 1937 и вошли в состав флота в течение 1938 — 1939 гг. Корабли типа «К» программы 1937 заложены в 1937—1938. Корабли типа «N» были запланированы на программу 1939 года. Несмотря на различные обозначения корабли относятся к одному типу.

Названия кораблей нового типа, по традиции, начинались на определённую букву латинского алфавита. Лидер каждой флотилии назывался в честь выдающегося адмирала.

Эсминцы типа Джервис отличались от предшественников набором корпуса, обводами носовой части. Наклонный[прим. 3] форштевень имел больший угол наклона чем у стандартных коллег, но меньший чем у Трайблов. Чуть больше трети корпуса занимал полубак, слегка поднимавшийся к форштевню. В средней части корпуса шпангоуты имели небольшой завал внутрь. Эсминцы имели одну трубу. Корма традиционной для англичан формы полукруглая с почти плоским образованием короткого подзора[прим. 4]. Двойное дно шло только под котельным и машинным отделениями[7].