Этичное потребление


Этичное потребление (также используются термины ответственное потребление, зелёное потребление) — тип потребительского поведения или потребительского активизма. Термин охватывает все этапы жизненного цикла потребления от покупки до использования и утилизации товара. Идея «этичного» совершения покупок построена на принципах «голосования рублем»[1]. То есть факт покупки является выражением одобрения потребителем поведения продавца. Термин «этичное потребление» был популяризован британским журналом «Этичный потребитель», который был впервые издан в 1989 году.

Этичное потребление — это социальный феномен, являющийся ответом на возрастающее беспокойство населения развитых стран относительно экологических и социальных проблем планеты. Феномен находит своё выражение в повышенном интересе покупателей к происхождению и составу покупаемой продукции или услуги, экологическим и социальным условиям производства, социальной ответственности компании производителя, способах утилизации товаров и так далее. Этичное потребление выражается в намеренном выборе товаров и услуг, которые были произведены, обработаны и доставлены в этичной манере, то есть, с минимальным вредом для людей, их производящих, животных и окружающей среды. При этичном потреблении информация об экологических и социальных свойствах товара способна оказывать значительное влияние на принятие решения об его покупке[2].

Значительное влияние на популярность феномена этичного потребления оказывают средства массовой информации и современные технологии, в особенности интернет. Потребители остро реагируют на регулярно публикуемую в СМИ информацию о корпорациях, которые были уличены активистами в использовании детского труда или загрязнении окружающей среды. По мнению Наоми Кляйн, автора книги No Logo, три самых известных репутационных скандала были связанных с неэтичным поведением корпораций Nike, Shell и McDonalds. Эти скандалы, получившие широкую огласку в СМИ[3][4][5][6], вызвали массовый бойкот производимых товаров и вынудили корпорации изменить свои стратегии поведения и развития.

Распространение информации в интернет также способствует повышению информированности потребителей относительно этических свойств приобретаемых товаров и услуг.

История этичного потребления берет своё начало в потребительских обществах и потребительских кооперативах, в которые объединялись люди с целью защиты своих потребительских интересов. Областью интересов таких сообществ было, в основном, качество товаров, информирование потребителей относительно свойств товаров, требования к маркировке товаров и т.д[2].

С конца 60х годов в мире начинает расти активизм, направленный против транснациональных корпораций. Этот феномен основан на значимости влияния, которое оказывают практики ведения бизнеса таких компаний на интересы миллионов людей, даже не работающих в этих компаниях и не являющихся потребителями товаров. В обществе возникает повышенный интерес к корпоративной социальной ответственности компаний.