Этнография


Этногра́фия (от др.-греч. ἔθνος — и γράφω — пишу) — наука, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру[1][2].

Основным предметом этнографии является изучение народов мира, их духовной и материальной культур, их историческое развитие. Важное место занимает изучение этногенеза — истории возникновения того или иного этноса, становление социальных институтов. В последнее время уделяется внимание и межэтническим взаимоотношениям.

Судьба двух названий во многом сопровождалась теми или иными историческими условиями. Так, в отечественном народоведении XVIII-XIX веках в основном употреблялось понятие «этнография», тогда как в западноевропейских странах употреблялись понятия «антропология» и «этнология»[4][5].

Н. Н. Харузин (1865—1900) определял этнографию как науку, «которая, изучая быт отдельных племён и народов, стремится отыскать законы, согласно которым шло развитие человечества на низших ступенях культуры»[6].

После непродолжительного употребления термина «этнология» в послереволюционные года, в 1920—1930 гг. народоведение снова возводится к понятию этнографии как науки о народах и вспомогательной исторической дисциплины[7]. В это время отечественную науку о народах сформировали такие учёные, как С. А. Токарев («Этнография — часть исторической науки, изучающая материальную и духовную культуру, быт народов»[8]), Ю. Бромлей, С. П. Толстов, Н. Н. Чебоксаров, Р. Ф. Итс и другие.


Семья чукчей — одного из коренных народов России с богатой культурой и историей[3]
Исследователь и шаман народа пигмеев
«Полевая этнография, как главный принцип познания народов» — Б. Малиновский. Аргонавты западной части Тихого океана
Публий Корнелий Тацит
Д. Фрэзер. Один из основателей эволюционистской школы. Автор Золотой ветви
Лео Фробениус. Один из основателей теории культурных кругов
Эмиль Дюркгейм

Когда я действую как брат, супруг или гражданин, когда я выполняю заключённые мною обязательства, я исполняю обязанности, установленные вне меня и моих действий правом и обычаями. Даже когда они согласны с моими собственными чувствами и когда я признаю в душе их реальность, последняя остаётся все-таки объективной, так как я не сам создал их, а усвоил их благодаря воспитанию[51].

Франц Боас
Б. Малиновский (в центре) и туземное население островов Тробриан
В. Г. Богораз. Один из основателей советской этнографии
Сергей Александрович Токарев