Эффективный спрос


Эффективный спрос (англ. effective demand) — это спрос на товар или услугу, который возникает на одном рынке, в ситуации, когда покупатели ограничены на другом рынке. Он контрастирует с потенциальным спросом (англ. notional demand), который возник бы, если бы покупатели не были ограничены ни на каком другом рынке. На совокупном рынке товаров и услуг спрос, потенциальный или эффективный, называется совокупным спросом. Концепция эффективного предложения аналогична концепции эффективного спроса. Концепция эффективного спроса или предложения является актуальной, когда рынки не поддерживают равновесные цены[1][2][3].

Одним из примеров являются переливы с рынка труда на рынок товаров и услуг. Если на рынке труда отсутствует равновесие, и люди не могут поставить весь свой труд, который они хотят предложить, то количество труда, которое они фактически могут продать, будет влиять на их спрос на товары; спрос на товары, зависящий от ограничений на количество труда, является их эффективным спросом на товары. Если бы на рынке труда не было дисбаланса, отдельные лица одновременно выбирали бы и количество своего труда для продажи, и количество товаров для покупки, а их эффективный спрос на товары был бы равен их потенциальному спросу на них. В ситуации же дисбаланса на рынке труда эффективный спрос на товары будет меньше, чем потенциальный спрос на них.

И наоборот, если на рынке товаров наблюдается дефицит, люди могут предпочесть поставить меньше своего труда (и наслаждаться большим количеством свободного времени), чем это было бы, если бы на товарном рынке существовало равновесие. Количество труда, которое они выбирают для поставки, в зависимости от количества товаров, которые они могут купить, является эффективным предложением труда.

Другой пример связан с переливами с кредитных рынков на товарный рынок. Если существует кредитное нормирование, некоторые люди ограничены в сумме средств, которые они могут заимствовать для финансирования покупок товаров (в том числе потребительских товаров длительного пользования, в частности жилья), поэтому их эффективный спрос на товары, как функция этого ограничения, меньше, чем их потенциальный спрос на товары, который равен объёму, который они купили бы, если бы могли занять столько денег, сколько захотели.